Шопинг-терапия: почему покупки могут работают как антистресс
Для многих людей покупки — способ улучшить самочувствие. Мозг человека реагирует на приятное приобретение выбросом нейромедиатора дофамина: он создает радостное предвкушение в ожидании товара, и это мотивирует возвращаться в магазины вновь и вновь. Директор по маркетингу Мегамаркета Игорь Рожков и клинический психолог СберЗдоровье Дарья Яушева разбираются, почему мы используем покупки для снижения стресса и как подходить к шопингу, чтобы он действительно приносил удовольствие соразмерно потраченным деньгам.
Чтобы объяснить стремление людей улучшить настроение за счет покупок, исследователи более 10 лет назад придумали концепцию emotion regulation consumption (ERC) — «потребление, регулирующее эмоции». И это касается не только негативных чувств: люди обращаются к шопингу и в моменты тревоги, и в состоянии удовлетворенности жизнью — вероятно, чтобы продлить позитивные эмоции. Но радость от покупок — это лишь «скорая помощь» для психики. Если все время спасаться от сильных чувств шопингом, то они останутся непроработанными глубоко внутри. В долгосрочной перспективе это может вызывать тревожные состояния, тоску и депрессию. К тому же, новые джинсы и духи довольно быстро перестанут радовать — это явление называется «гедонистическая адаптация»: мозг привыкает к одному и тому же источнику удовольствия и возвращается к своему привычному, базовому уровню удовлетворенности жизнью. В итоге, постоянное и неконтролируемое посещение интернет-магазинов может стать не лекарством от стресса, а его источником.
Дофаминовая ловушка
Примерно 5-8% мирового населения страдает от тяги к компульсивным покупкам — навязчивого желания покупать что-либо без особой необходимости. Часто людей, страдающих этим расстройством, называют шопоголиками, однако в международную классификацию болезней (МКБ-10) шопоголизм не занесен. На данный момент в научном сообществе все еще ведутся споры, как правильно классифицировать компульсивные покупки. Многие исследователи склоняются к тому, что навязчивые покупки похожи на зависимость, так как наполняют мозг дофамином, как и при других видах психических зависимостей.
Когда вы доходите до оформления заказа и оплаты корзины, мозг «благодарит» за такое поведение выбросом дофамина — нейромедиатора, который отвечает за мотивацию и радостное предвкушение. Онлайн-шопинг особенно способствует выработке дофамина, ведь приходится еще ждать доставки товара, а это создает то самое волнительное ожидание награды. Чем больше неопределенности и неожиданности, тем больше нейромедиатора. Заказ пришел быстрее обычного, а товар оказался вживую еще лучше, чем на фото? Тогда человек получит дополнительную порцию мотивирующего дофамина, который заставит отправиться за покупками вновь — чтобы опять получить такое же удовольствие.