Философия на грани безумия: чем болел Фридрих Ницше
Если образно представить жизнь Фридриха Ницше в виде медали, то на одной стороне окажутся его неоднозначные труды, которые стали классикой мировой философии, а на другой — вечная борьба с психическими расстройствами. В статье покажем жизненный путь психически нездорового философа, где гениальность балансирует над пропастью безумия.
Несмотря на то, что Ницше давно отошел в мир иной, его личность постоянно остается на слуху, цитируемость философа зашкаливает. А выдающиеся умы в области психиатрии до сих пор размышляют над его психическими заболеваниями и ставят неутешительные диагнозы. К его творчеству во все времена относились по-разному: были и ярые поклонники, в том числе среди русской интеллигенции, и те, кто не понимал его философию, видя в его оригинальном стиле безумие больного человека. Кем же был Ницше — гением, сумасшедшим? А может быть, и тем и другим?
Гениальное безумие
Связь между гениальностью и сумасшествием будоражит ученых на протяжении многих лет: написаны сотни статей, проведены десятки исследований. Однако до сих пор никто так и не смог полностью доказать эту гипотезу.
Одним из первых, кто заметил схожесть между сумасшествием и гениальностью, был тюремный врач Чезаре Ломброзо. В труде «Гениальность и помешательство» он отметил, что среди гениальных людей встречаются помешанные и среди помешанных — гении. Но он отрицал версию о том, что все, кто обладает незаурядным умом, — сумасшедшие.
В XXI веке с помощью МРТ удалось выяснить, что при шизотипических расстройствах и при решении нестандартных задач возбуждаются одни и те же области мозга. Это говорит о схожести механизмов умственной деятельности у «гениев» и «душевнобольных». Кроме того, исландские ученые обнаружили генетические связи между творческими способностями и психическими расстройствами. Жизнедеятельность Ницше показывает, как в одном человеке может сочетаться несочетаемое.
Инаковая личность Ницше
Жизнь Ницше вряд ли можно назвать заурядной. Он был назван в честь прусского короля — Фридрихом, но не имел никакого отношения к королевскому двору. Родился в семье священника, но стал атеистом и даже вывел новую формулу Святой Троицы в христианской вере: Отец, Сын и Дьявол, вместо привычных — Отца, Сына и Святого Духа.
Ницше много размышлял об устройстве мира, но не был гражданином ни одной страны, так как отказался от гражданства. А еще у него были разного размера зрачки и свой философский взгляд на мир, который одновременно восхищал и шокировал людей. Он много размышлял о взаимоотношениях людей, но сам был замкнутым и любил одиночество. У него были проблемы с женщинами, но с родной сестрой была сильная любовь, привязанность и секс.
Нездоровые отношения
Отец Ницше умер, когда мальчику было 5 лет. Его воспитанием занимались властная мать, сестра и бабушка. Существует предположение, что чрезмерное женское окружение вместе с психическими отклонениями спровоцировало у него комплекс мужской неполноценности. Однажды его привели в бордель, но вместо того, чтобы пойти к женщинам, он сел за рояль, который там находился, и начал играть.
Существует и такая версия, что в публичном доме философ не только музицировал, но и имел сексуальные контакты. Предполагается, что там он заразился сифилисом, который разрушал его организм на протяжении всей жизни. Но это предположение опровергали те, кто видел его историю болезни: в ней было сказано, что у него была гонорея. Он не умел, а главное не хотел флиртовать с противоположным полом. Вместо женщин его интересовали темы бытия и человека в этом мире.
Ницше был мизогином: отвергал женщин, которые проявляли к нему симпатию, потому что они ему были противны
Но все же он влюблялся. Три женщины, которых он любил и боготворил: Козима Вагнер (жена композитора Вагнера), Матильда Трампедах (невеста известного дирижера) и Лу Саломе (близкая подруга Зигмунда Фрейда) — не ответили взаимностью на его чувства и расшатали его и так нестабильную психику. Только одна дама сердца была с ним рядом всю жизнь — его сестра Элизабет. В книге «Моя сестра и я», которую Ницше написал, будучи в психиатрической больнице, он рассказывает о любовных отношениях с ней и признается, что между ними была духовная и сексуальная близость.