Крылышки и бяк-бяк-бяк
«Ниша»: руины советского мифа как актуальный предмет исследования
В прокат выходит «Ниша» Антона Ермолина, главный герой которой по имени Вячеслав Тихонов разгадывает тайну гибели СССР в причудливой Йошкар-Оле. Помогают ему в этом знаки свыше, советский паспорт, биолокация и мотыльки.
Два трогательно детских, как герои Георгия Данелии, человека — Марьям (Елена Николаева) и Вячеслав (Владимир Свирский) — живут мечтами, которые никак не согласуются с основным родом их занятий. Она, выполнив свой долг билетерши в мультиплексе, плетет ковры. А он, доставив очередной диван, достает из футляра рамки биолокации и маятник, чтобы искать геопатогенные зоны и собирать отрицательную энергию. Начальство тем временем хочет отправить начинающего чародея к мулле Фариду — «мне мозги прочистил и тебе прочистит». Но куда без волшебства в этой унылой, пусть даже и московской жизни? Ведь и служебная «газелька» Вячеслава стартует только после заговора: «Я катушка — я катаю, я искра — я поджигаю, муж — шатун, невеста — вал, пробудитесь те, кто спал».
Вячеслав решает превратить хобби в настоящую работу. Поверить в себя помогают друзья: верящий в плоскую Землю и теорию заговора пианист-охранник Ипполит (Михаил Тройник), его курьезный знакомый, не стирающий штанов, но умеющий переселяться из тела в тело Джинсмен (Алексей Подольский), а также таинственный порученец в каракулевой шапке-пирожке и замшевом пальто (Сергея Гилева в эту роль словно целиком переместили из «Пациента №1» — фильма Резо Гигинеишвили про смерть товарища Черненко). Он передает Вячеславу наказ от тех, «кто всем управляет»,— купить костюм, а после незамедлительно отправляться в Йошкар-Олу. В этом далеком городе есть своя Красная площадь и люди сразу рождаются с усами. Вячеслав повинуется судьбе.