Что в биографии Константина Станиславского правда, а что — устоявшийся вымысел?

Караван историйИстория

Константин Станиславский: Правда и мифы

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Vostock Photo Archive, из фондов музея МХАТ

Мы не можем не откликнуться на 160-летие Константина Сергеевича Станиславского, которое отмечают в этом году. Самое простое, что можно было бы сделать, — написать "биографию"... Но мы поступили по-другому.. Так как о Константине Сергеевиче ходит огромное количество мифов, решили с помощью свидетельств его современников разобраться, что в его биографии правда, а что — устоявшийся вымысел.

Мэрилин Монро училась у Станиславского

В общем — да...

Чтобы помочь труппе выжить в тяжелое время, в начале 1920-х Константин Сергеевич вывез театр в длительные гастроли по Америке и Европе. Иностранная публика была восхищена постановками. «Может быть, русские и отстали от нас в политической жизни. Но, Боже, как они опередили нас в искусстве!» — писали в европейской прессе. В отличие от СССР, им не понадобились годы, чтобы оценить культурное наследие гения, они его тут же «схватили», тем более что здесь давно представлял русскую школу Михаил Чехов. И о ней уже ходили легенды. Режиссер Ли Страсберг создал школу актерского мастерства, где вел обучение по своей методике на основе системы Станиславского, развивал его идеи. И не только американский, но и мировой кинематограф испытал сильное влияние этих теорий и практик. Все большие звезды, учившиеся в школе впоследствии — например Мэрилин Монро, отмечали влияние этой системы. А обладатель «Оскара» Аль Пачино даже говорил: «Я не из Голливуда. Я из Станиславского».

Константин Алексеев (Станиславский) среди членов своей семьи (стоит в центре), 1879 год

Кричал ли он актерам «Не верю!»?

Не часто. И не кричал...

Фраза «Не верю!» стала визитной карточкой режиссера, ее затаскали, как старый халат... Будем говорить честно: точно так же, как про Раневскую обыватели знали только «Муля, не нервируй меня!», так и про Станиславского многие помнят только «Не верю!» Лично убеждалась, что некоторые актеры умудрились всю жизнь прожить без чтения хотя бы базовых книг о системе, хотя и сдавали когда-то экзамены в театральном. Наверное, просто этот билет «не попался»... Итак, «Не верю!» На самом деле Константин Сергеевич далеко не так часто произносил эту фразу на репетициях и всегда отмечал, что говорит «не от своего лица», а от имени простого зрителя который не верит в то, что происходит на сцене. И говорил он это не пренебрежительно-уверенно, как делают некоторые его «последователи», а деликатно, и даже извиняясь: «Я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам как режиссер реплику «Не верю!»... Принимайте мое «не верю» спокойно, делово... доверчиво!»

«Как в непогрешимо верном зеркале, отражалось на нем все, что происходило на сцене, — вспоминал ученик Константина Сергеевича, актер МХАТа Всеволод Вербицкий. — Оно менялось ежесекундно, и тысячи оттенков и переживаний волшебно сменялись на нем. Вот он весь нагнулся вперед... Глаза весело горят. Он громко и заразительно хохочет... Это значит — актеры живут и действуют по правде, и на сцене — праздник! Вот он откинулся назад. Брови нахмурены. На лице суровость сменяется скукой и равнодушием... Это значит — актеры начали представлять, сбились на штампы, и на сцене — будни. Обмануть его со сцены было невозможно!»

Константин Станиславский с женой Марией Лилиной, 1903 год. Фото: Из фондов музея МХАТ

Он признавал, что может сыграть не все.

Признавал... И играл — не все.

«Когда после генеральной репетиции «Села Степанчикова» Владимир Иванович Немирович-Данченко отобрал у него роль полковника Ростанева и передал ее Массалитинову, театр ахнул и ужаснулся в ожидании: что же будет? — опять же из воспоминаний Вербицкого. — Ничего не было! Он беспрекословно подчинился авторитету режиссера, хотя роль полковника наряду с доктором Штокманом считал наиболее удачной из всех, им сыгранных. Ни звука протеста, ни слова ропота не услышали мы от него по этому поводу. Раз Владимир Иванович считает, что он плох, значит, так оно и есть. Когда Владимир Иванович после просмотра «Мудреца» делал замечания всем участникам, надо было видеть, как Станиславский с видом почтительного, робкого новичка выслушивал указания режиссера и, как старательный ученик, аккуратно записывал в тетрадку все, что тот говорил».

И еще Станиславский понимал, как волнуются другие. Константин Сергеевич был предельно доброжелателен и вежлив, встречаясь с молодыми актерами. «Когда перед вступительным экзаменом в Художественный театр он подходил к экзаменующимся, близким к обмороку от страха перед предстоящим испытанием, с ласковой, доброй улыбкой, — продолжает свой рассказ Вербицкий, — с каждым здороваясь за руку, говорил им несколько успокоительных, ободряющих слов, у всех на душе становилось светло и радостно... В зависимости от того, каким ты явился перед ним, он мог быть с тобой и суров до грубости и ласков до нежности.

Его порицание доводило до слез. Его похвала окрыляла и вдохновляла».

Дом-музей Константина Станиславского, Леонтьевский переулок, Москва, 2013 год. Фото: Архив фотобанка/Fotodom

Он требовал от актеров забыть, заходя в театр, о быте

Правда!

Начнем с того, что, по свидетельствам таких актрис, как Алла Тарасова, Ольга Андровская, Ангелина Степанова, именно при Константине Сергеевиче в театре установился набор правил, которые застали еще актеры 60—70-х годов. Ирина Мирошниченко, поступившая сюда в 65-м году, лично рассказывала мне, как ее первое появление в театре В БРЮКАХ вызвало вопросы у мхатовских стариков. А уж в 20-е годы в театре было бы немыслимым появиться даже в кофте или пальто... с не продетыми рукавами. Это считалось небрежностью. Актер должен был, зайдя в святые двери, как змея шкуру, «сбросить» с себя все бытовые проблемы, «очиститься», подготовить себя к тому, чтобы репетировать. «В театр нельзя входить с грязными ногами. Грязь, пыль отряхивайте снаружи, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства. <...> Между тем в подавляющем большинстве случаев актеры вносят в свой театр всякие житейские мерзости: сплетни, интриги, пересуды, клевету, зависть, мелкое самолюбие. В результате получается не храм искусства, а плевательница, сорница, помойка...» Это выдержка из книги Станиславского «Работа актера над собой».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умный сон: 17 правил на каждую ночь Умный сон: 17 правил на каждую ночь

Как наладить свой сон?

Новый очаг
Дмитрий Леонтьев: Холодный ветер из Поднебесной Дмитрий Леонтьев: Холодный ветер из Поднебесной

Китайское вторжение в Россию — это усилия исключительно отечественного бизнеса

4x4 Club
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
Как уберечь психику ребенка при разводе: 4 совета Как уберечь психику ребенка при разводе: 4 совета

Как свести негативные последствия от развода для ребенка

Psychologies
На партийном девичнике На партийном девичнике

Расспрашиваем о кремлёвских дамах Нину Хрущёву, внучку советского лидера

Дилетант
Бремя «Белого альбома»: как «Битлз» записали пластинку, которая похоронила шестидесятые Бремя «Белого альбома»: как «Битлз» записали пластинку, которая похоронила шестидесятые

Почему White Album «Битлз» разделил историю музыки на до и после

Правила жизни
«Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом «Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом

Наша героиня освоила новую специальность после 50 лет

VOICE
Из жизни моряка Из жизни моряка

Алессандро дель Гаудио провел свой первый сезон на новенькой 40‑метровой яхте

Y Magazine
Что такое мьюинг — для чего, как делать и есть ли эффект Что такое мьюинг — для чего, как делать и есть ли эффект

Разбираемся, влияет ли положение языка на овал лица и положение зубов

РБК
4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители 4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители

Многие ценители виски в конце концов приходят к сортам с с привкусом лыжной мази

Maxim
Уроки внедорожного мастерства. Крутые спуски и поперечные канавы Уроки внедорожного мастерства. Крутые спуски и поперечные канавы

Поговорим об очень крутых спусках, с которых на первый взгляд нельзя съехать

4x4 Club
Теория большого срыва Теория большого срыва

Однажды вместо офиса можно оказаться в клинике неврозов

VOICE
Передача семьи Романовых Уралсовету Передача семьи Романовых Уралсовету

Картина Владимира Пчёлина, изображающая передачу Николая II Уралсовету

Дилетант
«Это все из-за меня!»: почему мы считаем, что ответственны за чувства других людей «Это все из-за меня!»: почему мы считаем, что ответственны за чувства других людей

Как перестать винить себя во всех проблемах

Psychologies
Ученые опубликовали меню королевских трапез британских монархов Георга III и Георга IV Ученые опубликовали меню королевских трапез британских монархов Георга III и Георга IV

Какие блюда подавались к столу двух британских королей?

ТехИнсайдер
10 цитат Оливера Сакса, которые изменят ваше представление о сознании человека 10 цитат Оливера Сакса, которые изменят ваше представление о сознании человека

Как опыт общения с людьми меняет представление о сознании человека

Psychologies
«Главное — это вера и огромное терпение» «Главное — это вера и огромное терпение»

Диана Мирошникова рассказала о воспитании музыкой и знаковых встречах

OK!
Светлая мысль Светлая мысль

Как появилась и эволюционировала электрическая лампочка

Вокруг света
Насколько Насколько

Как менялся Volkswagen Golf?

ТехИнсайдер
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Бензин вместо дизеля. Что будет, если заправить автомобиль не тем топливом Бензин вместо дизеля. Что будет, если заправить автомобиль не тем топливом

Что нужно делать, если вы залили в бензобак дизельное топливо?

4x4 Club
Влюбленные в облаках и со стертой памятью: фильмы Мишеля Гондри от худшего к лучшему Влюбленные в облаках и со стертой памятью: фильмы Мишеля Гондри от худшего к лучшему

Все игровые фильмы одного из главных фантазеров современного кино Мишеля Гондри

Правила жизни
Проверка связи: почему так важно регулярно проходить полные медицинские обследования Проверка связи: почему так важно регулярно проходить полные медицинские обследования

Как остановить время с помощью простых — и не очень — обследований

Forbes
Почему «Голодные игры» стали главной подростковой книгой прошлого десятилетия Почему «Голодные игры» стали главной подростковой книгой прошлого десятилетия

Как антиутопия отразила страх человека перед капиталистическим обществом

Правила жизни
«Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова «Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова

Любовь Майорова вспоминает о певице Валентине Толкуновой

Коллекция. Караван историй
Синдром Ребекки: 3 причины, почему нынешние партнеры следят за бывшими и наоборот Синдром Ребекки: 3 причины, почему нынешние партнеры следят за бывшими и наоборот

Синдром Ребекки: что это такое и как этот синдром влияет на жизнь человека

Psychologies
«Возможен отказ в гарантии». Как установить подогрев в китайскую машину «Возможен отказ в гарантии». Как установить подогрев в китайскую машину

Эксперты перечислили риски при установке подогрева сидений в автомобили из Китая

РБК
У американки с двумя матками выявили беременность в обеих У американки с двумя матками выявили беременность в обеих

32-летняя жительница Алабамы с двумя матками вынашивает ребенка в каждой из них

N+1
Героиня в кадре Героиня в кадре

Стася Милославская живет свою лучшую жизнь

VOICE
Шопинг-терапия: почему покупки могут работают как антистресс Шопинг-терапия: почему покупки могут работают как антистресс

Как подходить к шопингу, чтобы он действительно приносил удовольствие

Forbes
Открыть в приложении