Сокровища арт-дилера Гитлера: как предметы искусства, похищенные нацистами, возвращаются их законным владельцам
Понадобилось почти 80 лет, чтобы произведения искусства, похищенные нацистами из еврейской семьи Дойч де ла Мерт, вернулись к законным владельцам. Этого бы не произошло, если бы полиция несколько лет назад не обнаружила в обычной квартире настоящую сокровищницу — произведения, собранные одним из арт-дилеров Гитлера.
Как и тысячи других еврейских семей по всей Европе в годы Второй мировой войны, семейство Дойч де ла Мерт было вынуждено покинуть свой дом. Семья бежала из Парижа, когда к городу приближались войска нацистов.
Возвращение, которое заняло почти 80 лет, наконец случилось в сентябре, когда Диего Градис, родившийся поколение спустя после бегства его семьи из Франции, получил посылку с четырьмя маленькими рисунками в своем доме в небольшом швейцарском городке Роль. Эти произведения искусства некогда висели на стене в особняке его прадеда в Париже, были переданы его бабушке, а позднее похищены нацистскими оккупантами во время войны. Рисунки оказались в частной коллекции сына арт-дилера Гитлера.
«Расхищение искусства не просто лишает человека ценного имущества, оно лишает человека части его идентичности», — рассказал Градис Forbes.
Это история о двух семьях, о необычайно ценной коллекции искусства и о восстановлении исторической справедливости. И о том, как рисунки семьи Дойч де ла Мерт наконец вернулись домой.
Семейство Дойч де ла Мерт
Прадед Градиса, Анри Дойч де ла Мерт, был французским промышленником, который заработал состояние на бензине. Он жил с семьей в роскошном доме в престижном 16-м округе Парижа.
В конце 1890-х годов Анри приобрел четыре рисунка малоизвестных художников, чтобы украсить свой дом: два портрета и два пейзажа, два в оттенках коричневого, один в цвете и один в черно-белой гамме. Это были два рисунка французского художника 18 века Шарля-Доминика-Жозефа Эйзена, «Портрет девушки в профиль» Огюстена де Сент-Обена и автопортрет Анны Валайер-Костер, художницы, покровительницей которой считалась Мария-Антуанетта. Согласно оценке Министерства культуры Германии, общая стоимость четырех рисунков невелика: $5 575.
В 1919 году Анри погиб в результате несчастного случая во время катания на лодке, когда двигатель его моторного каноэ взорвался, пока он пытался его починить.
Рисунки оставались в семье до начала Второй мировой войны. Бабушка Градиса, Жоржетт Дойч де ла Мерт, покинула Париж в начале июня 1940 года и отправилась в Антиб, к своей сестре. Когда сестру Жоржетт арестовали и отправили в Аушвиц, где ее позднее убили, обеспокоенные друзья семьи забрали Жоржетт в Базель, в Швейцарию, где она жила в изгнании до конца войны. Отец и тетка Градиса уехали в Марокко, где жил их отец.
После отъезда семьи Дойч де ла Мерт особняк был превращен в резиденцию руководителя оккупационных войск. Жоржетт вернулась в Париж из Швейцарии почти сразу после освобождения города в 1944 году. Но, когда она приехала в свой дом, она обнаружила, что все имущество ее семьи исчезло. Лишившись родных, она не смогла снова жить в этом доме.