Со скоростью звука
Как новая форма знакомого контента может вызвать взрывной рост аудитории, рассказывает литературный критик и автор «Дзена» Галина Юзефович на примере аудиокниги.
Споры о том, похоронит ли электронная книга бумажную и, если да, как скоро (а если нет, то почему), бурлили на протяжении последних пятнадцати лет. В какой-то момент казалось, что всех «сделают» книги-приложения, в которых собственно текст выступает в роли опорного каркаса, а вокруг него накручиваются музыка, видео, игровые элементы и прочий infotainment (сегодня этот формат прочно забыт). Обсуждалось, какой тип электронной книги в итоге восторжествует (всех победил демократичный EPUB). Многие тревожились, что же делать с электронным пиратством (оно не исчезло, но перестало быть сколько-нибудь заметной проблемой) –словом, сколько угодно увлекательных тем для дискуссии. И в пылу азартной полемики никто не заметил, как на рынок чтения ворвался новый и куда более мощный игрок – аудиокнига.
Любой человек старше 30 при этих словах недоуменно хмыкнет. Новый игрок, серьезно? А любимые аудиосказки нашего детства? А «Али-Баба и 40 разбойников»? А «Алиса в стране чудес»? А рассказы Михаила Зощенко в исполнении Сергея Юрского? А аудиоэнциклопедия «Чевостик», наконец, выпусками которой тысячи родителей по всей России гипнотизировали детей во время долгих автомобильных поездок? Новый? Вы точно ничего не перепутали?
Идея аудиокниги, прямо скажем, не нова. В сущности, книга как звук на много веков (если не тысячелетий) предшествует книге как тексту – и Гомер, и не менее легендарный создатель индийской «Махабхараты» Ведавьяса свои знаменитые поэмы не записывали, но пели. В изустном виде формировались, а после многие века циркулировали, прежде чем стать собственно книгами, все средневековые европейские эпосы – «Беовульф», «Старшая Эдда», «Нибелунги», «Песнь о Роланде»... Да что там, в Монголии до сих пор при желании можно найти сказителей, помнящих наизусть и исполняющих по торжественным случаям древнего «Гэсэра».
В XIX веке Чарльз Диккенс зарабатывал огромные деньги, читая собственные романы вслух восхищенной публике. А в 60-х годах века ХХ тысячи людей в Советском Союзе приходили послушать молодых поэтов – Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, читавших свои стихи со сцены московского Политехнического музея.
Словом, традиция «литературы на слух» не прерывалась никогда – менялись лишь формы ее распространения. Так что же случилось в последние годы и почему сегодня мы вновь говорим об аудиокниге как о чем-то новом?
В 2016 году фирма Apple представила AirPods – первые беспроводные наушники, а через год на рынок хлынул поток более дешевых аналогов. Казалось бы, такая мелочь – отсутствие шнура, соединяющего наушники с телефоном! Но именно оно оказалось без преувеличения определяющим. Маленькие элегантные «затычки» в уши впервые в человеческой истории сделали чтение процессом, который можно совмещать с чем-то еще.