Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Игорь Романов. Голос «Землян»
Он — бессменный гитарист и композитор «Землян» в золотом составе. И все песни на экране поет тоже он — красавец Игорь Романов. Девушки, завидев музыканта, визжали и бежали следом, а кто-то умудрялся даже дотронуться до кумира.
Впервые в нашей стране на афишах перед названием «Земляне» гордо стояло слово «рок-группа», другие же коллективы обозначались просто как ВИА. Да много чем еще отличались от советской эстрады эти парни. Сейчас отцы-основатели группы Владимир Киселев и Игорь Романов в честь сорокапятилетия коллектива решили возродить «Землян».
— Моя семья далеко не музыкальная: мама Клавдия Степановна была учителем русского языка и литературы, папа Евгений Иванович — капитаном теплохода. Но меня, как многих советских детей, отдали в музыкальную школу. На скрипку. Отучившись три года, я понял, что для меня самый плохой день недели — это когда нужно ехать на занятия. Я же, как все мальчишки, обожал играть в футбол, а приходилось с папочкой, скрипкой и с нотами тащиться в музыкалку. Я сообщил о своих ощущениях родителям. «Ну, раз для тебя это самый плохой день, давай не заниматься скрипкой...» — сказали они.
Инструмент-то я бросил, но к музыке тянуло. Пошел в кружок при Доме культуры играть на баяне. Увидев это, мама и папа предложили все-таки окончить музыкальную школу, но по классу баяна, что я и сделал. Ближе к выпуску стал слушать The Beatles и увлекся игрой на гитаре. Проводил с ней много времени, а потому смог поступить на эстрадное отделение музучилища при Ленинградской консерватории.
До того как попасть в «Землян», я уже уверенно чувствовал себя на сцене. Опыт был: играл на танцах в разных группах.
Первые серьезные выступления для меня были в знаменитых «Россиянах». Мы играли разные сейшены, но это были «Россияне» уже без лидера Жоры Ордановского, тем не менее группа была одним из самых известных коллективов в Питере, да и в стране нас знали. Мы все увлекались арт-роком и играли произведения со сложными размерами. У нас была, к примеру, композиция «Трилогия» — на целый час. С минимальным вокалом, в основном инструментальная музыка. (Судьба Жоры сложилась трагически: он пропал без вести, уехал на электричке к друзьям и не вернулся.)
Мы тогда сделали программу и выступали в разных институтах. «Тряпка» — Институт легкой промышленности — был популярным местом для концертов. И вот мы там: первое отделение было для толпы — хард-рок, а второе уже чисто для себя и избранных — длинные, практически целиком инструментальные композиции.
Обычно люди бурно реагировали на первую часть, в «Тряпке» же зрители никак не выражали своих чувств, и я расстроился. Каково же было удивление, когда вторая часть (наша знаменитая «Трилогия») завершилась овациями! Такой вот был зритель — музыкально подкованный.
Как раз в то время я учился на эстрадном отделении музучилища. Собственно, там и была моя тусовка, там мы с друзьями поначалу и репетировали. Атмосфера была удивительной! Все ребята играли в каких-то группах, все где-то работали, выступали, и именно училище по большому счету привило мне трудолюбие: надо быть профессионалом, надо быть на уровне, надо быть круче... Мы немного конкурировали между собой, но очень дружили.
Так как на всякий сейшен нужно было ехать со своим аппаратом, львиная доля наших денег уходила на оборудование. Раньше музыканты скидывались: тридцать рублей стипендии и гонорары от выступлений это позволяли. Так что деньги тратились не на девушек и кафе, а на гитары с колонками. Это сейчас есть райдер: все что хочешь тебе поставят. А тогда, даже когда я уже ездил с «Землянами», все таскали с собой — и свет, и звук.
Мы впервые засветились на всю страну во времена работы при ДК имени Дзержинского. С песней «Красный конь» нам помог Марк Фрадкин — известный тогда композитор с большими связями. Он похлопотал за нас на радио и ТВ. Правда, я до сих пор не знаю, вышла ли в эфир самая первая передача с нами, но боевое крещение состоялось.
Увидел нас Фрадкин с подачи дирекции ДК, они все дружили. Нас сосватали: вот, мол, есть группа с хорошим оборудованием, играет классную музыку, не хотите предложить ребятам свои песни? Сказано — сделано. Правда, я виделся с мэтром всего один раз, когда он приехал в Ленинград и зашел к нам в репетиционную, а мы показали результат аранжировки его песен.
«Конь» был записан, хотя мы не понимали, успех это или нет. Вскоре вышел миньон «Землян» с двумя песнями — «Красный конь» и «Время тюльпанов», это все же означало признание нас «Мелодией». Конечно, уже появились поклонники, но если честно, мне это только мешало, хотелось спрятаться от назойливых глаз. А тут началось: стоило зайти в туалет на Московском вокзале — у тебя кто-то просил автограф, хотя ты пришел туда для другого действа.
Дальше мы поехали в Кемерово сдавать программу. Почему в Кемерово? Наше название «рок-группа» было по тем временам провокационным, и Ленконцерт не хотел брать «Землян», а кемеровская филармония взяла. Мы проехались по этому шахтерскому краю, это была наша первая гастроль. Программа состояла из кавер-версий рок-классики, нашей собственной двадцатиминутной инструментальной композиции и моих песен.
Публику мы завоевывали концертами, а не телевидением и радио. Второй раз поехали по тому же краю, и были аншлаги. Люди с шести утра занимали очередь за билетами, пролезали через крышу и просачивались сквозь контролеров. Тут мы почувствовали себя героями, «рок-группа» на афише — это круто! Ни у кого из действующих коллективов такого названия не было, обычно писали ВИА. И мы начали колесить по всей стране, получая девять рублей за концерт.
Какое-то время проработали еще и в калужской филармонии, а потом сунулись в Ленконцерт и нас наконец-то взяли. Да и почему бы не взять? Концерты уже дорого стоили, в программе тогда были и «Каскадеры», и другие известные песни. Мы, что называется, раскрутились и приносили Ленконцерту немалый доход — до тысячи семисот рублей с концерта.
— Как появилось само название «Земляне»?
— Его придумали не мы — оно досталось нам «по наследству». Сначала у Володи Киселева был коллектив, игравший каверы Led Zeppelin, Deep Purple и других западных мастодонтов, потом он решил делать свое, русскоязычное, пригласил меня и сказал: «Набери музыкантов». Я взял своих однокурсников, так это, собственно, и началось.
Репетировали мы в ДК имени Дзержинского (о нем я уже говорил). Там до нас была прикреплена другая группа, мы взяли ее название — «Земляне», чтобы не переделывать документы. Так что версия, что оно произошло от песни «Трава у дома», не имеет под собой оснований. И первой нашей широко известной песней стала совсем другая — «Красный конь».
— А как сочинялись знаменитые «Каскадеры»?
— Это песня Володи Мигули, ему с большим трудом удалось протолкнуть ее в «Голубой огонек». Тогда это была новая тема — о каскадерах в СССР никто не пел. Помню съемку: на переднем плане каскадеров изображали куклы, а «Земляне» стояли на заднем и пели.