Ностальгия по постапокалипсису
Ксения Рождественская о «Финче», сентиментальной оде американскому сай-фаю XX века
На «Apple TV+» вышел полнометражный фильм Мигеля Сапочника, прославившегося в основном как сериальный режиссер («Доктор Хаус», «Игра престолов», «Настоящий детектив»). «Финч» с Томом Хэнксом в главной роли,— старомодная сентиментальная история о проигравшем человечестве и умирающем роботехнике, который обучает робота заботиться о своей собаке.
Озоновые дыры и вспышка на Солнце превратили Землю в радиоактивную пустыню. Города полузасыпаны песком, ураганы налетают стремительно и крушат все, что еще не успели разворотить немногие выжившие. Робототехник Финч (Том Хэнкс) живет в бункере, его единственная задача — искать по супермаркетам еду для своего пса, а дома играть с псом в мячик. Но у Финча лучевая болезнь, поэтому он торопится создать робота, который смог бы выполнять его функции: искать еду и бросать мячик. Человек, собака и робот отправляются на запад, к мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско, а по дороге Финч учит робота быть человеком.
Британец Мигель Сапочник умеет всякий раз по-разному интонировать хаос и смерть: он снимает масштабное мочилово как хоррор (эпизод «Долгая ночь» в «Игре престолов»), превращает смертельную болезнь в почти комедийный интеллектуальный вызов (эпизод «Не сдаваясь» в «Докторе Хаусе»), безжалостно бросает зрителя в самую гущу смерти в одном из лучших эпизодов «Игры престолов», «Битве бастардов» (премия «Эмми» за режиссуру, 2016). В своем полнометражном дебюте «Потрошители» (2010) Сапочник препарировал циничный мир будущего, где коллекторы забирали у должников имплантированные органы, то есть буквально снимал смерть за работой. «Финч» — его второе полнометражное кино. Смерть хорошо поработала и теперь отдыхает, растроганно любуется пустынными пейзажами и пыльными интерьерами полуразрушенных зданий. Мир пуст, битвы закончились,