Бегущий по лезвию
Американский программист, основатель компании-разработчика антивирусного программного обеспечения McAfee. Один из первых людей, спроектировавших антивирусное программное обеспечение и разработавших сканер вирусов. Но это только начало истории уникального человека по имени Джон Макафи
В роскошном викторианском кабинете, где ломятся от старинных фолиантов книжные шкафы, сидит 68-летний чувак, раздраженно клацающий по клавиатуре ноутбука. Одет более чем импозантно – на нем трусы-боксеры в красную полоску, белая рубашка с галстуком и вечерний черный пиджак. Поверх всей этой элегантности – роскошный шелковый халат. Чувак захлопывает ноутбук, небрежным движением руки бросает его за спину, а после вальяжно прикуривает сигарету от стодолларовой банкноты.
Этот незатейливый жест становится сигналом для семерых девушек в нижнем белье – они окружают чувака и начинают его раздевать под моцартовскую «Маленькую ночную серенаду». Чтобы усилить и без того зашкаливающий эффект токсичной маскулинности, на столе перед чуваком возникает гора всевозможного автоматического оружия и аналогичная по размеру гора белого порошка (табличка гласит, что это «соль для ванн»). Далее, согласно чеховскому принципу драматургии, ружье выстрелит...
Нет, это вовсе не какой-то эксцентрик под сенью девушек в цвету подражает гангстеру Тони Монтана из «Лица со шрамом». Мужчину, который демонстрирует пылкую любовь к запотевшим широкобедрым мулаткам, навороченным «волынам» всевозможных калибров и порошку неочевидного происхождения, зовут Джон Макафи. Он программист.
Не офисный задрот-айтишник, у которого вы ради потехи тырите печеньки из тумбочки, а Тот Самый Чел, что основал компанию McAfee, которая до сих пор является одной из главных среди разработчиков антивирусного обеспечения. Тот самый озорной гуляка, что подозревался в убийстве, неуплате налогов и изготовлении метамфетамина, а также обвинялся в незаконном пересечении границ (в том числе и в плоскости морали). Тот самый параноик, что заставлял журналистов-мужчин приходить на интервью переодетыми в женские платья, чтобы запутать «тех, кто неустанно следит за ним и его домом». Тот самый неуловимый Джо, что то и дело менял города, имена, пароли и IP-адреса, а летом этого года ушел в закат, болтаясь в петле, но не в роскошном сьюте бангкокского отеля с членом наперевес, как Дэвид Кэррадайн, а в камере барселонской тюрьмы в ожидании экстрадиции.
Смейся, паяц
В сатирическом вирусном видеоролике, описание коего приведено выше, Джон Макафи не просто дерзко расставляет пальцы веером, а еще и объясняет, как удалить с компьютера антивирусное программное обеспечение McAfee. Ты можешь спросить: «Зачем ему высмеивать себя, свой образ жизни и собственное изобретение, благодаря которому он стал миллионером?»
Во-первых, потому, что к антивирусам от компании McAfee Джон Макафи на то время (ролик был снят в 2013 году) уже не имел никакого отношения – он покинул эту контору еще в середине 1990-х, а новые владельцы (в 2013-м это был Intel) просто оставили имя отца-основателя, чтобы не заморачиваться с новым логотипом. Но при этом недовольные пользователи антивирусов McAfee все свои претензии относительно качества этого программного обеспечения и утечек персональных данных направляли старику Джону.
Так как продукт McAfee известен тем, что распространяется в основном паразитными методами в качестве дополнения к тому или иному софту (ставишь себе какое-нибудь ПО для обработки видео, недоглядел – фигак, а у тебя уже «макафи» установлен), Джон решил показать, как от этого паразита можно избавиться. И в очередной раз подчеркнуть, что после ухода из собственной компании он не пользуется продуктами McAfee.
Во-вторых, видеоролик Джона снимался как сатира на него самого, потому как подобная самоирония психологически обезоруживает врагов. А уж врагов Макафи умел заводить. Причем врагов могущественных и беспощадных. От таких не отшутишься, просто покривлявшись. Может быть, именно поэтому, несмотря на весь этот изуверский стеб, ни один мускул не дрогнул на его породистом – этакий гибрид французского певца Джонни Холлидея и советского актера Николая Олялина – шотландском лице. Ни тени улыбки в серых глазах. Лишь в финале – дерзкий фаустовский прищур.
Отцы и дети
Всю свою жизнь Джон Макафи не слушал никого, кроме собственных демонов, которые с детства нашептывали ему: «Против тебя весь этот гребаный мир, Джонни, покажи ему, что ты бешеный пес с огнем в чреслах, докажи, что ты последний беспечный ездок, отчаянно идущий на обгон в самых узких местах горного серпантина». Детские травмы? Ну, конечно, Джонни пережил в детстве травму – как же без этого! У любого уважающего себя десперадо непременно должен быть экзистенциальный базис, свитый не из песен и слов, а из боли и ментальных увечий.
Будущий пионер антивирусного программного обеспечения родился в 1945 году, через 16 дней после окончания Второй мировой войны. Его отец был американским солдатом, дислоцированным в Великобритании, а мать – домохозяйкой из английского Глостершира (кстати, это там разворачивается действие фильма «Типа крутые легавые» Эдгара Райта). Впоследствии малыш Джонни будет называть себя шотландцем, хотя из него и британец-то получился весьма условный – сразу после его рождения семья переехала на родину отца, в Вирджинию, в городишко Роанок.
Там отец Джона стал работать геодезистом, а в свободное от вычислений координат местности время уходил в запои и нещадно избивал отпрыска. Через 15 лет ему надоело и первое, и второе, и он разнес себе голову из дробовика. «Каждый день я просыпаюсь от звука того далекого выстрела», – признался Джон Макафи в 2012 году репортеру журнала Wired, а потом вытащил из-за пояса заряженный Smith & Wesson и приставил дуло к своему виску. И при этом ни один мускул…
На дне
После смерти отца и окончания колледжа в Салеме Джонни устроился на работу в железнодорожную компанию Миссури, где на первых IBM-компьютерах учился азам информатики. Но тут сказалась наследственность, помноженная на дух времени (благословенные 1960-е!) – и Джон основательно подсел на коктейль из ржаного бурбона с ЛСД. Удивительно, но это вовсе не затормозило его карьерный рост: в 1968 году Макафи работает в качестве программиста в Институте космических исследований НАСА в Нью-Йорке, потом переходит в Univac, потом в Xerox, потом в Booz Allen Hamilton, потом в Computer Sciences Corporation. При этом количество потребляемого им алкоголя и психоделиков увеличивается в арифметической прогрессии. Однако сам факт, что Макафи продолжает получать работу в известных организациях, несмотря на большие тараканы в башке, свидетельствует о его недюжинном таланте программиста.