Ура!
Да здравствует! В издательстве «Музей современного искусства "Гараж"» вышел долгожданный справочник-путеводитель «Ленинград. Архитектура советского модернизма». Мы попросили авторов (из Москвы!) провести нам экскурсию (по Петербургу!). Пойдемте с нами.
Совершив блестящее исследование архитектуры советского модернизма в Москве и Алма-Ате (эти путеводители тоже вышли в издательстве «Гараж»!), Анна Броновицкая, Николай Малинин и Юрий Пальмин выбрали третьим пунктом назначения Петербург. А четвертым (если нам еще повезет!) — Ленобласть, которая в ленинградский справочник не поместилась.
Анна Броновицкая
Искусствовед, историк архитектуры, куратор, директор по исследованиям Института модернизма
Какой памятник советского модернизма из Ленинграда можно назвать символом Петербурга будущего?
Символы всегда выбираются стихийно, и для Петербурга будущего — это башня ЦНИИ робототехники.
Какие решения архитекторов-модернистов в Ленинграде вы считаете самыми удачными с градостроительной точки зрения?
История архитектуры сейчас понимается немного иначе: в нее входят не только выдающиеся, но и характерные рядовые здания. Из выдающихся сооружений назову 5-й корпус ЛЭТИ, с градостроительной точки зрения особенно удачны здание гостиницы «Прибалтийская», набережные Смоленки, а также ансамбль площади Победы.
Открыли для себя новые имена в архитектуре, занимаясь путеводителем?
Конечно! Очень крупной фигурой оказался Сергей Евдокимов: он участвовал в проектировании «Прибалтийской» и набережных Смоленки, а также Некрасовского рынка, экспериментальной школы на бульваре Красных Зорь, бассейна СКА на Литовской улице. Олег Голынкин спроектировал футуристическое здание 5-го автобусного парка, серию домов быта и несколько очень интересных гаражей, в том числе «Василеостровец», фасад которого мы выбрали для обложки книги.
Что происходит с состоянием зданий советского модернизма в Петербурге? Как они приспособлены к современности?
Очень по-разному. Дворец спортивных игр «Зенит» практически без изменений прекрасно выполняет первоначальную функцию. А замечательное здание Морского вокзала утратило актуальность и теперь ждет насыщения новыми функциями. Беда произошла с крупными кинотеатрами, такими как «Меридиан». Система кинопроката изменилась, 92и почти все кинотеатры, построенные по очень красивому типовому проекту, оказались переделаны. Из-за того что далеко не все понимают эстетику архитектуры модернизма, здания подвергаются искажениям. Особенно обидно, что чрезвычайно интересное, новаторское здание школы на бульваре Красных Зорь оказалось облицовано изуродовавшей его плиткой.
Стоит ли их вообще сохранять?
Ну конечно стоит. Задача нашей книги — привлечь внимание к этому пласту архитектурного наследия Петербурга. Пока мы работали над книгой, было утрачено важное сооружение, СКК — Спортивно-концертный комплекс. Очень его жаль, как и погибшего при безграмотном демонтаже рабочего. Вряд ли новое спортивное сооружение на месте СКК будет лучше. Меня тревожит будущее дворца культуры «Невский». Это безусловный памятник архитектуры, но он уже давно закрыт, и важно принять меры для его сохранения. Когда на месте завода имени Ленина появится новый жилой район, ДК снова сможет выполнять свою функцию. Также появилась информация о готовящемся сносе Дворца молодежи. Это безрассудное решение, так как и клубная часть, и гостиница могут продолжать выполнять свою функцию при очень небольшой модернизации.
Как видите проблему пятиэтажек и реновации?
Пятиэтажки — важная часть истории нашей страны. Да, у этих домов есть очевидные недостатки, но сейчас в большинстве малометражных квартир живет меньше человек, чем раньше, и квартиры эти вполне удобны. Среднеэтажная застройка с выросшей вокруг домов зеленью более комфортна, чем многие новые районы многоэтажного жилья. В странах Восточной Европы накоплен опыт щадящей модернизации подобных зданий, улучшающей их энергоэффективность и звукоизоляцию между квартирами, и ничто не мешает применять его у нас. Стоит также помнить о большом вреде экологии, который наносится сносом пригодных к дальнейшей эксплуатации зданий и новым строительством.
Кто из петербуржцев вас консультировал?
Нам помогали очень многие — только московские авторы просто не смогли бы написать такую книгу. Прежде всего, научный консультант Вадим Басс: он привлек наше внимание ко многим зданиям, подсказал, где искать архивные материалы, и, что особенно важно, внимательно прочел наши тексты и указал на ошибки и неточности. Художественный критик Павел Герасименко несколько раз гулял со мной по городу, показывая интересные здания и объясняя их контекст. Искусствоведы Ксения Малич, Владимир Фролов, Дмитрий Пиликин делились с нами своими взглядами на архитектуру Ленинграда 1960–1980-х годов. Помогали и многие другие — перечисление имен людей, которым мне благодарны за помощь в работе над книгой, занимает целую страницу. Особенно ценно, что архитекторы, с которыми мы смогли связаться, рассказали нам о своих зданиях и поделились изобразительными материалами. Это Людмила Травина, Святослав Савин, Игорь Ноах. Варвара Сперанская, дочь Сергея Сперанского, рассказала нам много интересного об отце и его работах. Наконец, для нас был ценен ресурс Citywalls, где собрана информация об огромном количестве зданий.