«В "Триггере" была какая-то жесть»: психологи — о сериалах про них самих
Психолог — тоже человек, намекают авторы сериалов «Псих», «Триггер» и других. Однако мы, зрители, можем и не догадываться, насколько деструктивным и нелогичным бывают действия таких героев и как это отражается на реальных психологах
«Псих», «Триггер», «Медиатор», «Бывшие» — в последние годы вышло немало ярких сериалов о знатоках человеческих душ. Лихо закрученный сюжет, известные актеры в роли психологов и хорошая реклама — все это обеспечивает просмотры и высокие рейтинги. Но как влияют подобные проекты на саму профессию? Выясняем у реальных специалистов — практикующих психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов.
Кристо ван Меер, врач-психиатр, врач-психотерапевт
О впечатлении от сериалов
Еле досмотрел первую серию сериала «Псих» — сыграно плохо, чернуха и кошмар любого квалифицированного специалиста. Во-первых, герой Богомолова не врач, он психолог, и при этом в сериале есть момент, когда он ставит диагноз — говорит, что симптомы похожи на фобию. Диагнозы могут ставить только врачи, не психологи. А фобия — это медицинский диагноз, который включен в Международную классификацию болезней (МКБ).
Во-вторых, герой Богомолова Олег проходит личную терапию, и это подано под соусом, что у него якобы посттравматическое стрессовое расстройство, поэтому ему это нужно. Но на самом деле психологи и психотерапевты обязаны проходить обучающую личную терапию, которая направлена на познание личности самого психолога, а также супервизию (помощь специалисту в практической работе с клиентами от более опытных коллег) ежегодно. Также Олег грубо нарушает профессиональную этику: дружит с пациентами, разглашает клиентскую информацию. За такое могут лишить лицензии навсегда.
О влиянии на профессию
После просмотра серии «Психа» я написал коллегам — у нас есть свой «психиатрический» чатик в вотсапе, в котором состоит порядка трехсот человек. И мы все сошлись во мнении, что трансляция подобного негативного образа психолога наносит очень большой урон профессии. Люди смотрят такие сериалы и думают, что так и должно быть.
О последствиях для общественного мнения
Одна моя коллега все в том же чатике рассказала, что после просмотра сериала «Триггер» (где главный герой использует провокационный метод лечения) от нее ушла пациентка. Перед этим она спросила: «А почему вы не работаете с таким эффективным методом, как провокационная психотерапия?» Конечно, моя коллега попыталась объяснить той женщине, что действительно, существует такое направление, но оно не имеет ничего общего с тем, что показано в сериале «Триггер».
От другого коллеги ушел человек после просмотра как раз «Психа». Он заявил, что именно там он увидел настоящую психотерапию, а сейчас из него просто тянут деньги.
Наверно, нельзя показывать подобные сериалы в стране с таким уровнем развития психологических услуг, как у нас — где люди до сих пор не до конца понимают разницу между психологом и психотерапевтом. А в памяти других еще остались воспоминания о карательной психиатрии, которая была в советское время.
Вероника Сысоева, врач-психиатр, нарколог, психотерапевт
О впечатлении от сериалов
Все перечисленные сериалы потрясающие и заслуживают особого внимания. На мой взгляд, главный их посыл в том, что психика играет огромную роль в нашей жизни, ведь все идет из головы. Ну и второй момент — режиссеры показали, что психологи тоже люди, со своими слабостями, триггерными ситуациями и проблемами.
О влиянии на профессию
Я смотрю сериалы под другим углом. Я бы не стала придираться к методам сериальных «коллег». Куда интереснее сами герои. Да, они все психологи или как-то связаны с этой профессией, но, прежде всего, они люди.
В сериале «Триггер» главного героя, психотерапевта Артема Стрелецкого, сыграл Максим Матвеев. Артем — психотерапевт с патологией характера — психопатией, сложными взаимоотношениями с отцом, огромным багажом детских травм и соответствующими событиями в жизни. Но он отлично справляется со своими рабочими обязанностями и помогает клиентам. Единственное, важно понимать, что метод провокационной психотерапии подходит не всем, и процесс самой терапии происходит не так слаженно, как показано в сериале.