Выживут только блокчейны: зачем криптоискусству понадобились NFT-токены
В мире только и разговоров, что о криптовалюте и NFT-токенах. Точнее, рынок искусства сейчас больше всего волнует один-единственный вопрос: нужен ли искусству блокчейн? А если нужен, то зачем? И главное - каковы перспективы?
Чтобы выиграть в казино, достаточно не играть в казино. Но с криптоартом дело обстоит иначе. С одной стороны, не верится, что это реальность, да и выглядит оно сомнительно. Невозможно без скепсиса смотреть на продажу мемов с котиками и наблюдать за «криптохудожницей» Пэрис Хилтон.
На каждый день
С другой стороны, начинать сейчас – это уже вскочить в последний вагон. Объем продаж NFT в первом квартале 2021 года превысил 2 млрд долл., при этом покупателей на рынке в два раза больше, чем продавцов. Не кусать бы потом локти! В любом случае и с криптоартом, и с NFT разобраться стоит. Тем более что нас всех бомбит! И есть от чего.
Вот только в марте этого года сугубо гиковское и субкультурное явление взорвало мировые СМИ и выросло до серьезного масштаба. Аукционный дом Christie’s продал работу «Каждый день: первые 500 дней» диджитал-художника Beeple (Майка Винкельманна) в форме NFT в криптовалюте Ethereum за сумму, эквивалентную 69 млн долл. До этого дня дороже – если говорить о ныне живущих художниках – продавались только работы великих Дэвида Хокни и Джеффа Кунса.
Провенанс
Все началось в 2008 году с появлением системы децентрализованной валюты, биткоина, и блокчейна – системы децентрализованных записей, а по сути, беспристрастной амбарной книги. Однако еще пять лет назад, в 2016-м, статья в авторитетной лондонвенанса – истории владения художественным произведением. А провенанс в искусстве – это вечная головная боль. Впрочем, на момент выхода статьи объем криптовалюты на руках у населения составлял 11 млрд долл. Всего. Говорить было особо не о чем. Зато уже через год, в 2017-м, капитализация криптоактивов держателей взлетела до 111 млрд долл. – 100 млрд внезапно свалились на замечательную, склонную к инвестициям, спекуляциям на бирже и всяческим авантюрам аудиторию от 16 до 40 лет.
Рынок предметов искусства со времен Возрождения и Медичи очень остро реагирует на изменения на рынке финансовом. Искусство уже более 500 лет позволяет изымать избыток денежных средств у населения в обмен на приобщение к великому и вечному BLIZZARD.REACTOR.CC; SAFEREACTOR.CC плюс повышение социального статуса, которое сопровождают интересные финансовые качели. Очевидно, что криптоэйфория не могла обойти эту сферу стороной. Началась эра криптоарта.
Криптоарт базируется на технологии ETHEREUM и ведет себя так же, как любая другая криптовалюта на рынке. Он может взлелетать на хайпе и быстро падать, но это никого не пугает.
Криптокотики
В том же 2017 году появились и первые NFT. В онлайн-игре CryptoKitties каждый участник мог приобрести цифрового котика с уникальным набором характеристик – окраской, формой ушей, глаз и усов. В долларовом эквиваленте кошки стоили несколько сотен тысяч. Один токен (запись в блокчейне) эквивалентен другому, все они равны и взаимозаменяемы. Технология NFT работает по-другому. Каждый невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) – уникальная единица в цепочке блоков блокчейна. По сути, это аналог ценной бумаги, который закрепляет за человеком владение уникальным цифровым объектом. Впрочем, в 2017-м появление NFT ограничилось котиками, временным обвалом блокчейна Ethereum и резким ростом комиссий внутри Сети.