Почему детям нужны разочарования и как помочь с ними справиться
Когда читаешь посты в сообществах, посвященных воспитанию детей, создается впечатление, что основная цель родителей — не дать ребенку расстроиться. Нам кажется, что негативное переживание сломает судьбу ребенка. Но так ли это? И чего мы лишаем детей, когда не даем им почувствовать разочарование? Поговорили об этом с психологом, соматическим терапевтом Руфиной Кашаповой.
Каждый родитель знает, как невыносимо бывает слышать детский плач. Желание «скорее прекратить это» вполне понятно и естественно: человеческие детеныши беззащитны, без помощи взрослого им не выжить, весь наш эволюционный опыт говорит об этом.
Дело возраста
«Пока ребенок маленький, любое переживание для него тотально. Радость, печаль, боль — он ощущает их всем естеством. Он не знает, что такое «терпеть», «ждать». В памяти ребенка пока нет опыта, который говорил бы ему, что происходящее рано или поздно закончится, — поясняет Руфина Кашапова. — Так устроено природой: родитель должен бежать и спасать ребенка, а тот не должен терпеть. Но рано или поздно ребенок выходит из грудного возраста. Он накапливает опыт, учится пережидать, справляться с дискомфортом. И это умение ему может сильно пригодиться в будущем».
Зачем учиться терпению?
Умение справляться с разочарованием не имеет ничего общего с привычкой постоянно терпеть неудобства. Когда мы сознательно игнорируем собственные потребности и желания, это снижает качество нашей жизни. А вот если в трудной ситуации мы можем собраться и потерпеть без ущерба для психики — такой опыт делает нас более адаптированными, дарит нам гибкость, сохраняет наши силы.
«Мы планировали этой весной работать или отдыхать, а вместо этого сидели дома, и еще непонятно, что будем делать летом, — напоминает Руфина Кашапова. — Но мы справляемся с разочарованием, потому что понимаем смысл происходящего. Мы признаем, что жизнь изменилась, она не такая, как мы планировали, — и начинаем организовывать ее заново.
Мы реагируем действием: приводим в порядок дом, придумываем себе занятия. А тот, кто не понимает, — впадает в истерику или ступор, ищет виноватых. И это характерно как раз для тех, кто не научился переживать разочарование».