Софья Эрнст
Софья Эрнст впервые приезжает с гастролями в родной город — в Александринском театре покажут громкую постановку «Мужья и жены» Константина Богомолова для МХТ
Как-то в редакцию «Собака.ru» пришла ослепительно красивая девушка. Любые сравнения и метафоры неуместны: именно ослепительно и именно красивая. Пришла пробоваться на вакансию стилиста — ну как пришла? Скорее, вплыла. Впрочем, это уже метафора. «Зачем тебе идти в стилисты, Софья Павловна? — спросили мы. — Ты же и модой не так-то интересуешься. Ты уверена, что хочешь именно этого?» Софья Павловна подняла глаза, задумалась (пауза!) и именно что молвила фирменным контральто: «Я хочу быть актрисой». «Так может, в Москву?» — опешили мы.
Затемнение.
Прошло лет семь или восемь. Соня (мы все-таки привыкли звать ее Софья Павловна, и так знают Соню все, кто подписан на нее в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)») окончила Школу-студию МХАТ, сыграла в «Северном ветре» Ренаты Литвиновой, снимается у Ренаты Литвиновой — и опять в «Северном ветре», выступила Ириной в «Трех сестрах» того же Богомолова и сейчас задействована в сериале Константина «Содержанки» в роли амбициозной девушки из провинции. «Мужья и жены», с которыми Софья приезжает в Петербург, — это сценическое перевоплощение драмеди Вуди Аллена о случае в одной нью-йоркской семье. Случай вообще многое значит в судьбе Сони, и именно об этом с ней решила поговорить Ксения Гощицкая.
Ты актриса нового типа, из тех, кто решил пойти в профессию уже сформировавшимся человеком, а не после школы отправился в театральный читать монолог дрожащим голосом. Что тебя к этому привело?
Случай, или судьба, если правильно называть случай. К моим двадцати пяти годам, когда я поступила на подготовительные курсы при Школестудии МХАТ, у меня уже многое получилось попробовать в жизни: методом исключения я выяснила, что мне не подходит точно. На какой-то вечеринке Аня Чиповская вдруг стала читать мне стихи. И я сказала: «Аня, ты понимаешь, мы все обычные люди, а ты — актриса!» А она ответила: «Ты тоже, просто об этом еще не знаешь». Была ли она тогда серьезна или пошутила, я не знаю, но меня эти слова подтолкнули к тому, чтобы пойти и попробовать что-то новое. С театром я была связана с детства — весьма своеобразно. На севере, куда в эвакуацию отправляли театры, мой дедушка подружился с учительницей, а ее дочь — Людмила Сапожникова — стала актрисой БДТ. С тех самых времен наши семьи плотно общаются. У меня никогда не было няни, а ходить мне нужно было в школу. Музыкальную школу, на фехтование — и, когда у нашей Люси не было спектакля, она проводила со мной время. Она была довольно строга и заставляла меня учить «Горе от ума» наизусть просто потому, что меня зовут Софья Павловна, как и героиню пьесы. Я ходила в БДТ на спектакли, но мне тогда все это дико не нравилось. И удивительно то, что сейчас Людмила Константиновна играет Ирину в постановке «Трех сестер» Панкова, а я — Ирину в МХТ.
То есть не то чтобы ты с пеленок кружилась у зеркала и распевала перед группой в садике «Руслана и Людмилу»?
Более того, я дико себе не нравилась в детстве. На всех фотографиях я какая-то насупленная. Я была жутко нелепой. Однажды к нам привели обезьянку — фотографироваться, и из всех детей она написала только на меня одну. И такое происходило постоянно! Если я надевала красивое платье, то из-под него торчали изодранные коленки, потому что я все время падала. Мое спасение — чувство юмора. Я могу посмеяться практически над всем, над чем даже неприлично смеяться, в том числе над собой. Я себя сейчас научилась смирять, но иногда про себя я не перестаю шутить, торможу в последний момент, потому что люди иногда обижаются. Юмор помог мне и в начале учебы: этюды первого курса — это обычно полная дурка. Мне показалось очень забавным изобразить что-то ну совсем невменяемое — и это в моем серьезном уже возрасте по сравнению с остальными студентами. Я сделала этюд «Гусеница»: надела на себя спальный мешок, замотала его скотчем и ползала по полу. Прекрасно провели время! Можно официально тратить свою жизнь на то, что забавно и нелепо. По-моему, это ключ к тому, чтобы оставаться очень живым, незаконсервированным.