«Это было лишь начало истории. «Кино» — не группа, которая ушла в зените славы». Александр Цой, сын Виктора Цоя, продюсер концертов «Кино» в 2020 г.
Для летнего номера Esquire, посвященного творчеству Виктора Цоя и группы «Кино», мы поговорили с теми, кто знал его лично и работал с ним. Публикуем полную версию интервью с сыном Виктора и продюсером концертов «Кино» в 2020 году, Александром Цоем, которое вошло в печатную версию журнала в формате комментариев.
Хотел бы начать разговор с проекта «Кино» (в 2020 году группа «Кино» даст два концерта: в Москве и Петербурге. — Esquire). За последние несколько дней я пообщался, в частности, с Ольгой Слободской (из бывшего Ленинградского рок-клуба. — Esquire), поговорил с Джоанной Стингрей (американская певица, актриса, музыкальный продюсер, дружила с Цоем. — Esquire). Они очень тепло отзываются об этом проекте. Что этот проект значит лично для тебя и почему ты считаешь, что он должен обязательно состояться?
Потому что мне самому очень хочется быть на этом концерте. Я же не был на концерте группы «Кино», и другого шанса мне уже не представится. Я делаю это для себя, в том числе и для тех, кто хочет попасть на группу «Кино». Плюс для меня очень важно, что работа над проектом ведется самыми близкими, настоящими людьми из группы и из жизни отца, поэтому он будет максимально аутентичным, насколько это возможно сделать.
Расскажешь о технических деталях? Как на концертах будет появляться голос Цоя, например?
Начиная с «Последнего героя» и до более поздних записей у нас были многоканальные магнитные ленты, которые мы отправили в специальную студию в Англию, где занимаются реставрацией таких лент: их сначала запекали в специальной печке, потом оцифровали и прислали нам в хорошем качестве на дисках. Саша Титов (музыкант, играл в группе «Кино» с 1984 по апрель 1986 года) сам отвез в Англию чемодан с лентами, потом сам привез обратно его и хард-диски с оцифровками. Голос был отредактирован, чтобы попадать в метроном, под который уже играет группа. Тут нет никакой тайны: много чего записывают в плейбэк, например бэк-вокал, — Muse многое играют из компьютера, потому что все это вживую не исполнить. У нас разница только в том, что из компьютера играет не бэк-вокал, основной голос.
С ранними вещами сложнее, потому что не осталось никаких многоканальных записей. Нам приходилось с помощью нейросетей реально изолировать из готового альбомного микса вокал, кое-где из акустических записей квартирников, которые удалось нарыть в хорошем качестве: из-за того что в них меньше инструментов записано — только акустическая гитара, вокал легче выделить. Это была ювелирная работа, но она удалась.
Я знаю, что куча народу уже собирается на питерский концерт, потому что послушать «Кино» в Питере — это очень правильная штука.
Спасибо. Да, это идеально. Мы хотели, чтобы была такая возможность.
У нас есть несколько вопросов, которые мы задаем всем героям номера. Я бы хотел их задать тебе и услышать твое личное мнение на каждый из них. Как ты думаешь, почему Виктор Цой сегодня настолько популярен?