Сеанс
Культовый и самый эстетский журнал о кино «Сеанс» делает великая команда энтузиастов и интеллектуаллов: основатель Любовь Аркус, главный редактор Василий Степанов, арт-директор Арина Журавлева, редакторы Петр Лезников и Павел Пугачев, видеоредактор Дмитрий Новосельцев.
Отпразднован 20-летний юбилей, издательство «Сеанс» готовит новые (и очень красивые!) книги, коллекционеры охотятся за каждым номером журнала. Мы попросили кинокритика и шеф-редактора сайта журнала «Искусство кино» Зинаиду Пронченко написать авторскую колонку — только что в издательстве «Сеанс» вышел дебют Пронченко «Ален Делон».
В нашей кинокритической среде есть такая шутка: «Искусство кино» — главный журнал, а «Сеанс» — лучший. Звучит довольно претенциозно. Ведь в России выходят еще «Киноведческие записки» (это если речь о бумаге) и работают, не покидая онлайна, десятки изданий, у которых названия однокоренные и созвучные. Ибо кино по-прежнему важнейшее из искусств.
Однако кинокритики предпочитают жить в дуализме, в биполярке, в сапсане, между Сциллой и Харибдой. Между Любовью Аркус и Антоном Долиным. Они такие разные, но вместе ведут свою борьбу за сохранение дискурса — кинематограф не может спасти этот мир или сделать Россию свободной. Кинематограф может осчастливить и освободить только тебя. И меня. И того парня. Массовое монументальное искусство, когда-то рупор модернизма и по сути утопический футуристский проект, тягает сегодня из болота экзистенции утопающих поодиночке. Кто-то цепляется за Германа, как за соломинку. А кто-то за Звягинцева, как за надувной круг. Синефилов и неофитов Аркус с Долиным тащат на буксире куда-то в сторону русского дзена, несуществующего и вместе с тем бескрайнего. Я, допустим, работаю в Москве, в «Искусстве кино». Хоть я из Петербурга и могла бы трудиться в «Сеансе». А могла бы вообще умереть. Ведь третьей опции не дано. В кинокритике ты обретешь право свое. Спасибо Долину, низкий поклон Аркус.
Без «Сеанса» не было бы любви, в которой купаются режиссеры города на брегах Невы, Москвы, Сены, Темзы или Атлантики
«Сеанс» начинался тогда, когда все вокруг заканчивалось. СССР издох, РФ еще не народилась. В непритязательном фильме о великом человеке — «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — авторы попытались показать, из какого сора, алкогольного ада и сентиментального бреда выросла важнейшая культурная институция неофициальной столицы страны. Попытка принята к сведению, но не засчитана. Хотя интенция подарить широким слоям населения Сергея Добротворского, презентовать тончайшего писателя и мыслителя широкими мазками, наверное, похвальная. Без Сергея Добротворского не было бы Любови Аркус, а без Аркус не было бы «Сеанса», а без «Сеанса» не было бы любви, в которой купаются режиссеры города на брегах Невы, Москвы, Сены, Темзы или Атлантики.