Нереальные вечеринки
За что американцы и японцы полюбили «Zoom для тусовщиков».
Корреспондента Forbes выпускник МФТИ Алмас Абулхаиров встречает в просторном кабинете: фиолетого цвета стены, темно-коричневая мебель. В этом офисе нет ничего необычного, кроме одного — он не существует в реальности. Он часть виртуального пространства платформы SpatialChat, придуманной Абулхаировым с партнерами Владимиром Закоуловым, Романом Скважем, Андреем Грудкиным и Сергеем Алексеенко в 2018-м.
Основатели разрабатывали SpatialChat как аналог Zoom, в котором сами могли бы проводить онлайн-вечеринки, и поначалу не верили в его перспективы как бизнеса. Судьбу проекта изменила пандемия: 20 апреля 2020 года команда представила обновленный продукт на американской площадке для стартапов ProductHunt. В тот же день, по словам Абулхаирова, SpatialChat вошел в топ-3 продуктов на платформе. К концу 2020-го сервисом уже пользовались несколько десятков тысяч человек, за 2021 год проект вырос в шесть раз, нарастив выручку до $250 000 в месяц. Сегодня у платформы, по ее собственным данным, около 15 000 уникальных пользователей в день — в основном из США и Японии.
Как основателям SpatialChat удалось менее чем за два года построить успешный стартап на рынке, которым заправляют гиганты вроде Zoom, Cisco, Google и Microsoft?
Алмас Абулхаиров начинал карьеру во время учебы в МФТИ — в 2009-м он устроился аналитиком в инвестфонд ABRT Venture Fund. По его словам, в том же году он вел переговоры о сделке фонда с российским разработчиком игр для соцсетей Drimmi, созданным бывшим генеральным директором «Одноклассников» Никитой Шерманом. В конце 2009 года стороны согласовали раунд на $4 млн (его закрыли в январе 2010-го), Абулхаиров понял, что научился инвестированию, и теперь ему нужна «стартаперская движуха».Он ушел из фонда, а через несколько недель его пригласили аналитиком в Drimmi. «Я был восхищен способностью Алмаса жонглировать цифрами и разделываться с Excel-таблицами на уровне волшебника», — вспоминает Шерман.
За два года работы в компании Абулхаиров вырос до коммерческого директора и в 2011 году попросил Шермана пересмотреть условия работы, в частности, выделить ему опцион. Тот отказал, посчитав, что еще рано «фиксировать подобные вещи на бумаге». Из-за этого Абулхаиров ушел из
Drimmi и решил запустить собственный бизнес. Первым проектом стал сервис для онлайн-знакомств Yumixo, который предприниматель создал летом 2011 года. Он утверждает, что около $300 000 на старт дал миллиардер Ратмир Тимашев, сооснователь компании Veeam Software и фонда ABRT Venture Fund. Деньги пошли на разработку. Forbes направил запрос Тимашеву, но не получил ответа. Дейтинг казался Абулхаирову «денежной нишей», но бизнес не пошел. «Я не учел высокую конкуренцию», — признается он. На рынке онлайн-знакомств с 2006 года работал сервис Badoo российского миллиардера Андрея Андреева. По словам Абулхаирова, компания «давила конкурентов маркетинговым бюджетом». Через полтора года он оставил надежды вывести Yumixo в плюс и закрыл его.
С 2013 по 2017 год Абулхаиров, по собственным словам, успел запустить на деньги Тимашева еще два проекта — инструмент для анализа аудитории в приложениях InAppBlast и разработчика мобильного софта для умных домов Ezzi Labs. Обе компании повторили судьбу Yumixo: так и не смогли выйти в плюс и в итоге были закрыты. По словам Абулхаирова, за годы Тимашев суммарно вложил в его проекты около $1 млн.