«Я отношу себя к феминисткам». Отрывок из книги Ольги Нечаевой «Женщина с Марса»
Как научиться строить отношения, не бояться ломать стереотипы и совмещать успешный бизнес и воспитание детей? Ответы на эти вопросы ищет автор «Сноба» Ольга Нечаева. Ее книга «Женщина с Марса» выходит на этой неделе в издательстве «Альпина Паблишер». «Сноб» публикует главу «Мой личный феминизм»
— Все-таки роль женщины — рожать и воспитывать детей.
— Не роль мне говорит, как мне жить. Я выбираю, какая у меня будет роль.
Вечер, Сохо, деловой ужин.
— Ольга, а кто сейчас с детьми? Бебиситтер?
— Ну почему, муж.
— А, так он у вас работает бебиситтером?
— Он работает папой.
— Как у вас все по-европейски.
Я часто взъедаюсь и ругаюсь, когда говорят: «Это не женское дело», «Незачем женщине взваливать на себя мужскую роль». Причем сказано это может быть необязательно в негативном ключе: восхищенное «Ну она не хуже мужика справляется» — из этой же серии.
Не знаю, было бы обидно моему мужу услышать слова, полные удивления его способностью уложить детей, не знаю, считают ли десятки английских пап, обвешанных младшими в рюкзаках и катящих впереди коляску с двумя постарше себя героями.
Когда я рулю стройкой или пробиваю сделку, то не чувствую себя в «мужской роли». Не думаю, что муж, укладывая вечером двоих, ощущает, что занимается «женскими делами». Мы оба можем побыть и мамой, и папой и можем меняться и оптимизировать — и это делает нас в два раза сильнее, это дает нам в два раза больше возможностей.
Мы часто воспитываем детей с мыслью: «А как ребенок потом впишется в роль…», забывая, что это не роли нас определяют — это мы создаем роли, и мир наш будет таким, какие роли мы решимся выстроить в нем.
Мой маленький вклад в это — двое детей и их картина мира. Однажды они прочитают, что давным-давно, когда их мама и папа были маленькими, мужчины не умели менять подгузники, готовить еду и нянчить детей, а женщины не могли рассчитывать на карьеру с маленькими детьми.
«Д-а-а, — скажут мои дети, — ну и времена были. Дикость какая».
— Женщины и мужчины разные! Равенство — иллюзия.
— Не путай равенство и одинаковость.
Я отношу себя к феминисткам. Тот факт, что этим термином пользуется энное количество недалеких и очень обиженных женщин и мужчин для междоусобной грызни, ничего не меняет.
Меня лично, как человека, выросшего в патриархальном обществе, сделавшего карьеру в этом самом обществе и в таком же патриархальном бизнесе, по-прежнему волнуют вопросы равных возможностей и равного отношения. Я не считаю, что люди одинаковы, но мне бы хотелось, чтобы в обществе работали механизмы поддержки тех, кому сложнее.
Двадцать лет карьеры и шесть лет собственного бизнеса научили меня, что именно те, кому иначе сложнее пробиться, именно чуть менее «выгодные и удобные», «другие» — дают больше. Лучшее в креативе у меня приходило от зашивающейся мамы двух детей, а не от блестящей молодой карьеристки, гениальные схемы рождали странные одинокие нехаризматичные ребята, бухгалтер-колясочница не только оказывалась вдруг суперпрофессионалом, а еще и становилась душой всей компании. Поэтому я за выравнивание возможностей разными способами и в этом вижу свою миссию — помогать именно людям, которым чуть-чуть сложнее соревноваться на равных. Начальников, кто выберет одинокого парня с хорошим резюме, и так предостаточно.