Что такое AWD: как работает, плюсы и минусы, отличия от 4WD
Разница в расшифровке обозначений полного привода условна, а вот суть отличается разительно. Разбираемся в том, что скрывается под тремя буквами с окончанием «WD»
AWD привод: что это
AWD — это аббревиатура от all-wheel drive, что буквально переводится как «привод на все колеса». Вторая интерпретация гласит, что буква «А» означает «automatic-all». То есть, полный привод, который активируется без участия водителя. Это тип полноприводной трансмиссии, где в обычном режиме езды ведущими являются передние колеса, а при необходимости (пробуксовка, занос и т.д.) в работу включается и задняя пара.
Еще одно, сегодня несколько устаревшее название такого типа привода — TOD. Расшифровывается как Torque-On-Demand: «тяга по требованию». Важной особенностью AWD является отсутствие межосевого дифференциала — его роль берет на себя межосевая муфта, о чем подробнее поговорим ниже. Типичным же примером использования AWD может служить подавляющее большинство современных кроссоверов.
AWD и 4WD — в чем разница
4WD — это аббревиатура от 4-wheel drive. Что в переводе означает все тот же «привод на 4 колеса», как и для AWD. Однако техническая реализация совершенно другая. Если в AWD задний мост подключается в определенных случаях с помощью муфты, то 4WD — это классический полный привод, который может быть реализован двумя схемами.
Full-time 4WD
Вариант полноприводной трансмиссии, где в нормальных условиях движения крутящий момент распределяется на все колеса поровну. Схема Full-time 4WD имеет 3 дифференциала: 1 межосевой и 2 межколесных. В базовом академическом варианте, когда автомобиль не оборудован электронными ассистентами и вспомогательными устройствами, эти дифференциалы всегда являются свободными — т.е., в любых условиях распределяют крутящий момент поровну. Такая схема хорошо подходит для движения по скоростным дорогам, но без контроля электроники и соответствующих исполнительных механизмов часто пасует в особо «хитрых» условиях: гололед по одной стороне полосы, диагональное вывешивание и т.п. Самый хрестоматийный представитель семейства full-time 4WD в нашей стране — ВАЗовская «Нива» в любых ее исполнениях.
Part-time 4WD
Родоначальник систем полного привода вообще. Главной особенностью «парт-тайма» является то, что вторая пара колес (передних) задействуется водителем. В наиболее старых схемах это рычаг в салоне и колесные муфты — хабы, которые приходится подключать, выходя из машины. В современных исполнениях механический рычаг уступил место кнопкам, а все действия выполняют электрические (реже — пневматические) приводы.
Фактически, автомобиль с part-time 4WD в изначальном варианте является заднеприводным, а при возникновении сложных дорожных условий водитель принудительно вводит в работу переднюю пару колес. Отсюда и название: part-time можно перевести как «частичный». То есть, машина может быть как задне-, так и полноприводной, в зависимости от ситуации. Еще одна непременная особенность такой трансмиссии — отсутствие межосевого дифференциала. Если на «фулл-тайме» непременно есть центральный дифференциал, то на part-time его нет в принципе. Это помогает вне дорог, но значительно ухудшает эксплуатационные характеристики на асфальте, если ездить без отключения передка. Классика жанра в данном подвиде полноприводных трансмиссий — любой представитель марки УАЗ.