«Я понял, каково потерять все деньги»
Андрей Дороничев — о том, как его стартап пережил крах Silicon Valley Bank
10 марта 16-й по величине банк в США и главный кредитор стартапов Кремниевой долины Silicon Valley Bank (SVB) объявил о банкротстве. Уже 12 марта регуляторы США представили план спасения вкладчиков SVB, благодаря чему еще через день они получили полный доступ к своим счетам. Тем не менее эти три дня стали для стартаперов настоящим испытанием на прочность — финансовую и психологическую.
Inc. поговорил с одним из клиентов SVB, экс-директором по продукту Google и основателем NFT-стартапа Optic Андреем Дороничевым, о том, каково это — потерять все деньги в одночасье и чему его научил этот «околосмертный опыт».
Обычный день
Летом 2022 года мы [стартап Optic] привлекли $11 млн от венчурной компании Kleiner Perkins, фондов Pantera Capital, Greylock Partners и других инвесторов. Под это нужен был счет в банке. Мы решили открыть его в SVB, но он медлил, поэтому остановились на необанке Mercury, который всё сделал быстро.
Уже после того, как мы подняли деньги и начали зарабатывать, SVB очухался и открыл нам счет. Мы подумали, что ситуация в мире нестабильная, и лучше бы положить деньги в респектабельный надежный банк, каким и был до недавнего времени SVB. Так мы переехали на новый счет с хорошим процентом и жили спокойной жизнью.
В четверг 9 марта был обычный день, ничего не предвещало беды.
Я возвращался с йоги, и мне пришло сообщение от партнера, что у нашего банка проблемы. Сначала я подумал, что речь о Mercury. Мне и в голову не могло прийти, что это может быть SVB.
На счету Optic в SVB лежало около $10 млн. Я зашел в аккаунт через онлайн-банк и попытался отправить вайры (wire transfer, электронный денежный перевод — прим. Inc.) Ничего не получалось. До вечера шла эта битва. К вечеру стало понятно, что с банком и правда беда. Многие к тому времени уже написали об этом.
Спираль смерти
SVB — отличный банк, который 40 лет поддерживал техноиндустрию. Несмотря на медлительность, некоторую консервативность по меркам рынка и не такой красивый пользовательский интерфейс, как у других необанков, он был горячо любим. SVB делали люди, которые понимали технологический рынок, которые могли одобрить кредит, в то время как другие банки не давали под залог акций стартапа даже ипотеку. Ты мог быть, например, CEO самого горячего единорога Долины на стадии раунда A, но тебе не одобрили бы кредит на жилье, так как у тебя непонятная работа.
SVB в этом плане был исключением. Он выходил за рамки базовых услуг, устраивал мероприятия, помогал стартаперам получить доступ к венчурному комьюнити — словом, был краеугольным камнем техноиндустрии. Когда ты присылал инвестору реквизиты из SVB, сразу получал дополнительный плюсик у доверию.
Крах SVB — абсолютно непредвиденная ситуация. Не было никаких фундаментальных предпосылок для этого. Думаю, главная причина произошедшего — паника и хайп. Человечество превращается в слаженную быструю машину, которая мгновенно реагирует на этот хайп, и это приводит к чудовищным последствиям.