Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер»

Правила жизниИстория

Балет за границу

Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер», а его Русские сезоны – успешным брендом до появления словосочетания «успешный бренд». «Правила жизни» рассказывают, как Дягилев сумел благодаря обаянию и чувству стиля превратиться из молодого наглеца в любимца Парижа.

Записала Анастасия Домбицкая

Стояла майская ночь. Дягилев в компании своих товарищей брел по Парижу. Дягилев и Бенуа, добравшись до своих гостиниц – а они жили в соседних, – еще долго переговаривались через окно. Под утро к друзьям нагрянул приятель и тоже попытался докричаться Дягилева через окно. Пока французы возмущались поведением шумных русских соседей, будущий великий антрепренер крепко спал после триумфа. За несколько часов до этого на сцене Грандопера прогремела опера «Борис Годунов» в оркестровке Римского-Корсакова, которую Дягилев привез, чтобы покорить Париж.

Это был не первый триумф. Успех «Бориса Годунова» определил будущее театральной антрепризы Сергея Дягилева, но до него уже было несколько успешных ярких акций. В 1906 году Дягилев выступил куратором выставки русской живописи на французском Осеннем салоне. Врубель, Серов, Коровин – парижане смогли прикоснуться к лучшим из лучших, но и одновременно увидели краем глаза новую волну – полотна Ларионова. Уже тогда Дягилева увлекала мечта показать миру Россию такой, какой он знал ее сам: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе», – писал тогда Дягилев Бенуа.

Уже через год он познакомил Европу с русской музыкой. «Исторические русские концерты» с Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Глазуновым и хором Большого театра были встречены во Франции тепло, но охват был бы не тот, не разыграй Дягилев главную «русскую карту» – Федора Шаляпина. Именно на Шаляпина в роли Бориса Годунова позже придет искушенный французский зритель. И именно с Шаляпина начнется сценический успех.

Кем был Дягилев по современным меркам? Продюсером, маркетологом, PR-менеджером, арт-директором – ни одна из позиций не описывает его работы в полной мере. Не имея под рукой никаких метрик и KPI, он легко распознавал запросы эпохи и метко попадал в цель, удовлетворяя их. У него был вкус, была интуиция, но был и точный расчет, сочетавшийся с хорошим знанием целевой аудитории. Взявшись за «Бориса Годунова», Дягилев, который видел успех оперы только в оркестровке Римского-Корсакова, писал композитору: «…не надо забывать о том, что даже такой нетерпимый человек, как Вагнер, задумался перед постановкой «Тангейзера» в Париже и даже… переработал его для Парижа». Не всем в его компании нравилось считаться со вкусами европейцев, но Дягилев знал, что ключ к успеху состоит в том, чтобы нравиться публике.

Были у Дягилева и другие козыри. Главный из них – связи. В Париже его считали своим, а с такими партнерами, как, например, Габриэль Астрюк, легенда парижского театрального мира, ему были открыты все двери. В этом была определенная драма, был и тайный триумф: Дягилев был провинциалом – и первую половину жизни страстно желал сделаться тонким знатоком искусства. Попасть в богемную тусовку стоило ему в свое время некоторого труда и кучи денег, растраченных на наряды. Люди, знавшие его в юности, поражались трансформации провинциального юноши в законодателя моды, покровителя искусств, любимца Петербурга и Парижа.

Дягилев, если бы захотел, мог написать не одну сотню страниц о том, как правильно строить связи и склонять людей на свою сторону. Но в те годы книгам он предпочитал людей, а тратить время на писанину не любил категорически. «За все время нашей многолетней дружбы у меня накопилось всего штук тридцать его писем, да и то, за несколькими исключениями, это все коротенькие записочки – напоминания, понукания», – вспоминал позже Бенуа.

Ранние заграничные поездки Сергея Дягилева петербургские друзья – просвещенная золотая молодежь – с известной долей иронии окрестили «турне по знаменитостям». Как настоящий антрепренер, он всегда имел при себе списки контактов, которые могли пригодиться для будущих проектов. Причем амбиций самого невероятного рода ему было не занимать. Так, в одном из первых путешествий по Европе Дягилев-студент задался вполне сознательной целью проложить себе путь в высший свет европейского искусства. Невероятно, но все получилось: достаточно сказать, что он познакомился и завязал отношения с Верди, Золя, Гуно, Массне.

Адольф Больм — Половчанин. «Половецкие пляски». Русский балет Сергея Дягилева. Фотография П. Шумова. 1909, Париж

Правда, для убедительности пришлось пуститься на авантюру. Чтобы расположить к себе иностранцев, Дягилев разыгрывал богатого русского барина: останавливался в роскошных отелях, арендовал экипаж и одевался с лоском. При подобном образе жизни наследства, которое досталось ему от покойной матери, хватило всего на несколько лет. Чего тут больше – профессионального расчета или личного вкуса к красивой жизни, сказать трудно. Вероятно, поровну, но Дягилев всегда жил на широкую ногу и в погоне за красотой не упускал ни единой детали. По Европе он путешествовал как типичный денди: костюм, цилиндр, монокль. На его

визитках было написано на французский манер: «Серж де Дягилев». Именно под этим именем его и запомнит французская богема.

Пианист Вальтер Нувель, Сергей Дягилев и танцовщик Серж Лифарь на острове Лидо в Венеции

Петербургские друзья, правда, этот трюк оценили не сразу. Возвращаясь из-за границы, он принимался хвастаться, что было поводом если не для зависти (Боже упаси!), то по крайней мере для иронического отношения. Будущие соратники по «Миру искусства» – Бенуа, Философов, Нувель, Бакст – Дягилева поначалу любили, но уважать не торопились.

Уже гораздо позже, когда многие начнут вместе с ним издавать «Мир искусства», а затем и станут участниками антрепризы, они наконец поймут, что ошибались: завидовать стоило – завидовать прежде всего невероятному, редкому таланту

Бенуа отмечал: «Обладая способностью «выкачивать» из окружающих все, что они могли ему дать, интуитивно схватывал на лету все интересующее и нужное». Интуиция и хватка срабатывали и на экзаменах, к которым Сергей практически не готовился, и в ходе знакомства с прославленными художниками, у которых он выманивал этюды за скромные суммы, и в тех случаях, когда требовались деньги на новые проекты. Однажды сам Валентин Серов по его поручению обратился к императору, намекнув на финансовые трудности у издателей «Мира искусства», после чего Николай II выдал субсидию на три года – по 15 тысяч рублей в год.

Деньги были импульсом и топливом, которые заставляли дягилевский механизм работать. «Все знают, что он врет, но все загипнотизированы его твердой волей... Я думаю, что когда-нибудь Дягилев не только получит деньги от министра, но заставит его самого танцевать у себя на сцене в Париже, и тот это сделает, думая, что это высочайшее повеление», – писал в дневнике директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северо-Кавказский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

Все чаще звучат планы сделать Северный Кавказ главным туристический регионом

Правила жизни
Что делать при панической атаке: техника пяти шагов Что делать при панической атаке: техника пяти шагов

Что такое паническая атака и как помочь себе, если она случилась

Правила жизни
Уральский федеральный округ Уральский федеральный округ

Промышленный индекс Уральского региона растет

Правила жизни
Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить

Как художественные институции пересматривают канон в пользу гендерного баланса

Forbes
Марк. Мария Марк. Мария

Феномены-зумеры Мария Мацель и Марк Эйдельштейн в наступающей эре Водолея

Собака.ru
Отложенный успех: как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино и выиграл «Оскар» Отложенный успех: как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино и выиграл «Оскар»

Как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино после более десятилетнего перерыва

Forbes
Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет

Как с возрастом должна меняться физическая нагрузка?

РБК
Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать? Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать?

Сбой запроса дескриптора USB устройства Код 43. Что это за проблема?

CHIP
Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти

Чересчур активная полигамия может привести к ранней смерти морских слонов

ТехИнсайдер
«Навеселе» «Навеселе»

Как люди хотели устроить пьянку, но построили цивилизацию

N+1
Свежий взгляд на французскую классику: отрывок из книги Свежий взгляд на французскую классику: отрывок из книги

Глава из книги «Прощай, грусть!» — анализ драмы «Сирано де Бержерак»

СНОБ
Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

Психолог рассказывает про абьюз в современной литературе

Psychologies
Реданы, офники и гики: почему подростки подвержены влиянию субкультур Реданы, офники и гики: почему подростки подвержены влиянию субкультур

Стоит ли родителям беспокоиться, если ребенок стал частью какой-то субкультуры?

Psychologies
«Зачем ты позволила ему?»: почему матери предпочитают не замечать насилие мужей над детьми «Зачем ты позволила ему?»: почему матери предпочитают не замечать насилие мужей над детьми

Почему матери не верят детям, когда те говорят им о насилии?

Psychologies
«Коллаборации выгодны всем»: шеф-повар Роман Киселев о трендах ресторанной индустрии «Коллаборации выгодны всем»: шеф-повар Роман Киселев о трендах ресторанной индустрии

Зачем шеф-поварам нужна творческая свобода и зачем объединяются специалисты

Forbes
Городские легенды Москвы Городские легенды Москвы

Что Иосиф Сталин приказал построить под Главным зданием МГУ на Воробьевых горах?

Культура.РФ
Велимир Хлебников Велимир Хлебников

Велимир Хлебников: поэт, умер в 1922 году

Правила жизни
Сапоги для сапожника Сапоги для сапожника

Вим Ван дер Валк на протяжении многих лет пытается построить себе семейную яхту

Y Magazine
Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду

Проведи инвентаризацию в ванной комнате и очисти ее от ненужных предметов!

ТехИнсайдер
«Потанцуйте со мной»: каким получился байопик о Уитни Хьюстон «Потанцуйте со мной»: каким получился байопик о Уитни Хьюстон

Почему кино Кейси Леммонс теряется на фоне музыкальных байопиков последних лет

Forbes
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

Каждый год зимние холода вынуждают бабочек монархов покинуть родную Канаду

Вокруг света
6 мужских недостатков, на которые женщины на самом деле не обращают внимания 6 мужских недостатков, на которые женщины на самом деле не обращают внимания

Если ты комплексуешь по любому из этих поводов, срочно переставай!

Maxim
Porsche Cayenne Turbo S E-Hybrid 2023 года. Пожалуй, лучший спортивный внедорожник Porsche Cayenne Turbo S E-Hybrid 2023 года. Пожалуй, лучший спортивный внедорожник

Porsche Cayenne Turbo S E-Hybrid — поверьте, он просто ошеломляет

4x4 Club
В Британии домашних питомцев, вероятно, начнут генетически модифицировать В Британии домашних питомцев, вероятно, начнут генетически модифицировать

Новый закон позволит создавать кошек и собак с "экстремальными особенностями"

ТехИнсайдер
Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались

По мнению ученых, в дизайне Стоунхенджа есть нечто большее, чем просто календарь

ТехИнсайдер
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Михаил Фоменко: австралийский тарзан из СССР, который 60 лет прожил в диких джунглях Михаил Фоменко: австралийский тарзан из СССР, который 60 лет прожил в диких джунглях

Михаил Фоменко — один из символов Австралии

ТехИнсайдер
Взлёты и падения. Особенности создания чешского внедорожника Взлёты и падения. Особенности создания чешского внедорожника

В этот раз мы поговорим о создании внедорожника ŠKODA

4x4 Club
Почему их так называют? Как автопроизводители выбирают имена для электромобилей Почему их так называют? Как автопроизводители выбирают имена для электромобилей

Имя может создать автомобиль, а может его уничтожить

4x4 Club
Российская селекция застряла в прошлом Российская селекция застряла в прошлом

Российские селекционные компании готовы за несколько лет заместить импорт семян

Эксперт
Открыть в приложении