Образ жизни
Знакомьтесь, Екатерина Толстая! Как отпрыск знаменитого рода (да, непо-бейби!), владелица ювелирного бренда Ekaterina Tolstaya Jewelry и растущей сети магазинов украшений 47 Store построила уютное офлайновое комьюнити локальных мастеров и научила их вести бизнес. Все вместе они собираются в гостиной «Дома Толстой» — в ее мультибрендовой галерее на Петроградской среди свеч 47 home и авторской керамики.
Как в 30 лет сделать первое колечко, а через 6 лет быть владелицей собственного бренда и сети магазинов украшений
Каково это, быть непо-бейби по фамилии Толстая?
Фамилия, конечно, помогает. Но любой человек с сильной фамилией меня поймет — это часто бесит. Мне всегда предъявляли: «Ты же Толстая, ты должна». Еще очень часто я испытывала стыд в ситуациях, когда меня почему‑то считали лучше других, только потому что я из особой семьи. Конечно, я ей горжусь и благодарна за определенное воспитание, но это совсем не говорит о том, что я должна быть более талантливой ученицей в школе, чем все остальные. Я, в конце концов, не Лев Толстой!
Помню, мы стояли с папой и Людмилой Вербицкой (ректор СПбГУ. — Прим. ред.), и она говорила: «Все Толстые должны учиться у меня». Я думала: «Ну почему? Точно должны? Вот сейчас я поступлю в СПбГУ и опозорю всех». И пошла в ЛЭТИ на пиар. А потом работала журналистом лет 10.
Все мы по-разному справляемся с грузом ответственности!
Папа мне как‑то сказал: «Очень легко начать заниматься тем, что у тебя хорошо получается. Но это не значит, что это и есть твой правильный профессиональный выбор. У тебя, может, есть что‑то, что будет получаться в сто раз лучше, ты просто этого не знаешь еще — и не пробовала». И когда в 30 лет я решила заняться ювелиркой, меня грела мысль, что в этой области человеческой деятельности Толстые еще не перепахали все поле! Так что и вопросов про мою фамилию почти никогда никто не задает.
И назвали бренд Ekaterina Tolstaya Jewelry!
Потому что 6 лет назад я была журналистом и пиарщиком в ресторанной сфере и передо мной не стояла цель запускать свой бренд украшений! Я просто назвала таким легким образом свой аккаунт в соцсети. И выкладывала туда первые колечки, чтобы показывать друзьям и любоваться самой. Но однажды познакомилась с дизайнером Алисой Флоризель, а она посоветовала мне ювелирные курсы. Я пошла, втянулась. Брала мастер-классы у специалистов: освоила восковое моделирование, отливку слитков, прокаты, выпиловку, закрепку крупных камней и даже филигрань! Минимум теории — максимум практики. Конечно, я пришла к этому не без художественного образования: я училась в художественной школе, а каждое лето всех дачных детей в нашем поселке учил рисовать важный ленинградский пейзажист Марк Кремер.
В ювелирке мне с самого начала нравилась миниатюрность происходящего: это как играть в маленькие куколки. К тому же я была близорукая, и мне доставляло удовольствие, что вся рабочая область находилась в сфере моего зрения. Недавно я сделала операцию, вернула остроту зрения и у меня случилась паника: я перестала видеть вблизи! Пришлось заказать такие бабушкины очки. Зато стало комфортнее наблюдать широкую картину.
Правильно ли я понимаю, что коррекция зрения может способствовать развитию бизнеса?
Здесь есть психологически обусловленная взаимосвязь: хорошее зрение и способность наблюдать за тысячами деталей издалека помогают мыслить глобально. Сейчас я как мастер почти не работаю, часто грущу об этом. У меня просто не хватает времени! Но все новые модели моей марки принципиально делаю сама: беру, например, колечко из коллекции «Конфетти» и вытачиваю, обрабатываю, тестирую, и потом уже команда запускает украшение в тираж. Я, получается, такой ювелир-изобретатель и мастер-испытатель.