Социальный биохакинг в действии

Собака.ruБизнес

Кто такой профессиональный петербуржец и почему он — ПП! — всем нужен?

Текст: Ксения Морозова

Альпинисты из «Альпми» подняли на место упавшую стену винограда на улице Лизы Чайкиной. Стена винограда — во всех самых красивых инстаграмах (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Петербурга, например, у Марии Чеблаковой @mcheblak

Социальный биохакинг в действии! Буквально на наших глазах, с помощью горизонтальных связей и низовых инициатив, рождается новый вид петербуржца — профессиональный.

ПП — он же профессиональный петербуржец — это горожанин, которому не все равно. ПП вносит огромный вклад или совсем маленький, но главное — понимает: Петербург — это его город, и он ответственен за его настоящее и будущее.

Рассказываем (с примерами!), что уже сейчас делают ПП вокруг нас (а может — каждый из нас, и вы тоже!).

От Дмитрия Лихачева до команды краеведов «Гэнгъ» и сообщества «Зеленый Петербург» во главе с Сергеем Семаком: историк и культуртрегер Лев Лурье знает — профессиональными петербуржцами не рождаются.

Профессиональный петербуржец. Эти слова сочетаются немного странно. Можно ли быть профессиональным шутником? Не юмористом, а именно шутником. Профессиональным плакальщиком? Можно, но не в качестве ремесла, за которое такой профессионал получает деньги. Просто профессиональный *вставить нужное* гипертрофирует часть своей личности. Это маска, которая делает такого человека комическим персонажем. Но плоха ли комедия?

Я видел профессиональных петербуржцев. Это манерные, преувеличенно любезные люди, которые знают автора каждого барельефа и с легкостью определят стиль любой колонны. Такие петербуржцы — это дети комплексов самого города: комплексов, которые появились из-за потери статуса столицы империи, блокады, общения с подчеркнуто невежественным начальством.

Есть у «профессионального петербуржца» и другое значение. Речь обо всех этих прекрасных людях, которые заслуженно не сходят со страниц «Собака.ru»: они моют парадные, вкладывают последнее в восстановление дверей и витражей, открывают целые музеи. Да, они тоже «чудаки», но в этом слове нет ни капли негатива.

Такие профессионалы — не сверхновое явление. Петербургская интеллигенция воплощала в жизнь теорию малых дел еще тогда, когда о такой теории-то никто не слышал. К концу 1920-х годов в Ленинграде (а еще совсем недавно — в Петрограде) убили краеведение. А когда я был подростком, именно такие энтузиасты по крупицам его восстанавливали, составляя списки утраченных дореволюционных домов. Возглавлял группу этих по-хорошему безумных людей историк архитектуры Борис Кириков.

Вообще, традиция профессиональной любви к Петербургу восходит к историку Николаю Анциферову, для него дотошное изучение всех домов города давало возможность «утонуть» в прекрасном прошлом, противостоять советской действительности. Настоящее же возрождение любви к Петербургу началось в 1970-е: энтузиасты могли часами сидеть и изучать, что было в той столовой и этой бане. К числу таких вот профессиональных петербуржцев относился, кстати, Дмитрий Лихачев.

Профессиональные петербуржцы — это интеллигенция. Люди с высшим образованием, озабоченные не только собственной семьей и пропитанием, но и общественными надобностями. В последние пять-десять лет стало сложно участвовать в политической жизни города. Но приносить ему пользу хочется. Так и появляются, например, краеведы из «Гэнга», которые шефствуют над старинными парадными и витражами, Советы домов. Локальные сообщества в соцсетях вроде «Петроградской диаспоры». Бизнесмен Максим Левченко, благодаря которому наконец-то откроется музей Бродского.

Банально, но всех их объединяет любовь к Петербургу. Это, знаете ли, сложная категория. Любовь петербургского интеллигента к своему городу несколько болезненна. Петербург — это ведь по идее только часть родины. Но Россия большая и разная, охватить всю ее любовью очень тяжело. А город — легко. Поэтому часть заменяет целое. Это как Каталония для жителей Барселоны, Шотландия для шотландцев. Если сравнивать с Москвой, то столица — это США: большая, сытая, веселая, жизнерадостная, живущая настоящим и будущим. А Петербург — это Великобритания: богатое прошлое, несколько жалкое настоящее.

Кстати, чтобы быть профессиональным петербуржцем, совершенно не обязательно тут рождаться. Петербург — столица русских северов, основной пласт приезжих — из Мурманска, Норильска, Архангельска, из Сибири. Они носят такой же культурный код, и стать петербуржцами им куда проще, чем, например, уроженцу Кубани.

У меня нет универсального рецепта того, как стать профессиональным петербуржцем. Наш дар и наше проклятие в том, что в Петербурге при всем желании много не заработаешь. Да и времени свободного больше: на чтение, на хобби. Вот и тратим это время на бескорыстный труд. А если есть желание стать профессиональным петербуржцем и направить нерастраченную энергию на город, среда и знакомства сами выведут.

Профессиональный ли я петербуржец? Да, но как раз в прямом смысле, я ведь на этом зарабатываю: пишу книги, провожу экскурсии. Все мои проекты — это по сути активная любовь к Петербургу: и фестиваль «День Д» в честь писателя Сергея Довлатова, и «Дом культуры Льва Лурье», где мы проводим лекции, и книги. Но это не основа моей личности. Все-таки я еще профессиональный историк и профессиональный учитель.

Развивать локальное сообщество

Вместе можно решать задачи быстрее и эффективнее. Гражданское общество в Петербурге из эфемерной материи стало двигателем прогресса — и помогли ему в этом районные группы в социальных сетях. Теперь в пабликах не только пристраивают котиков и рассказывают о лучших заведениях, но помогают нуждающимся и решают урбанистические вопросы.

Как-то с фасада дома №18 по улице Лизы Чайкиной в Петроградском районе из-за сильного дождя обрушилась гигантская стена винограда. Десятилетняя зеленая конструкция уже давно стала всегородской достопримечательностью — и члены сообщества «Петроградская диаспора» вместе с инициативными альпинистами два дня устанавливали тросы и возвращали виноград на место. Им помогала компания «Альпми» — сначала за небольшие деньги, а потом и вовсе бесплатно. Основатель компании Виктор Савинов прислал на спасение зеленой стены весом больше тонны десять сотрудников и все доступное снаряжение. Теперь виноград чувствует себя хорошо: с приходом тепла он продолжит расти и заполнит освободившийся из-за падения участок.

Слева направо: Владимир Фролович, Михаил Дианов, Иоанн Степанов, Владимир Волков, Виктор Савинов. На Викторе: жилет Givenchy, брюки-карго Marcelo Burlon (все — ДЛТ)

Кроме «Петроградской диаспоры», в Петербурге есть сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания», «От Стрелки до Гавани», «Пять углов» и еще множество других во всех районах города — от Парнаса до Ветеранов, от Девяткино до Рыбацкого. А если у вас «на районе» его все еще нет, самое время зарегистрировать!

Заниматься тактическим урбанизмом

Чтобы делать город комфортнее, необязательно затевать глобальное благоустройство — можно решить одну небольшую проблему и показать, как даже маленькая инициатива способна изменить пространство. Такие краткосрочные, недорогие и легко масштабируемые изменения называются тактическим урбанизмом.

Например, активист Илья Кулешов придумал ставить на парковочные места автомобильные прицепы со скамейками и растениями — так можно легально создать места для отдыха даже на самых узких тротуарах. На Воскресенской набережной активисты движения «Центральный район за комфортную среду обитания» установили деревянные настилы и собственноручно сделанные скамейки — вскоре их убрали, но зато получилось громко заявить о проблеме. Одни петербуржцы выставляли свою уличную мебель на Малой Конюшенной, другие — делали маленькую лавочку из газонного ограждения. А горожанин Федор Уткин даже самостоятельно установил дорожные ограждения-столбики на участке у 693 школы — там много пешеходов, но не было тротуара.

Илья Кулешов популяризирует тактический урбанизм, а его жена Юлия создала магазины «Спасибо!»

Каталогизировать наследие

Петербург полон сокровищ — но если не вести их учет, в конце концов можно всё растерять. Экспонаты музеев строго подсчитаны, но кто следит за произведениями искусства на улицах и в парадных? Есть такие люди! Например, искусствовед и руководительница портала «Витражи в России» Татьяна Княжицкая запустила проект «Витражи Петербурга: инвентаризация 2019–2020». Она и ее помощники заходят в каждую парадную в исторической застройке, проходят по всем этажам, составляют описание исторического остекления окон и фотографируют их. На данный момент закончена работа на Васильевском острове и Петроградской стороне — в результате выпущены две книги-каталога.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Ветошникова Наталья Ветошникова

99-летняя теннисистка собрала все возможные трофеи Ленинграда

Собака.ru
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
5 вариантов необычного завтрака 5 вариантов необычного завтрака

Изменить свой взгляд на завтрак, чтобы он вызывал только приятные эмоции

Худеем правильно
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Приключения Электроника Приключения Электроника

Фабрика «цифровых сотрудников» позволяет людям не чувствовать себя роботами

Forbes
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы

Что вы знаете о Хидео Кодзиме?

Правила жизни
Чьим голосом вы говорите с собой? Чьим голосом вы говорите с собой?

Тест: как часто вы точно понимаете, чего на самом деле хотите

Psychologies
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери

Малоизвестные факты об американском писателе Рэе Брэдбери

Правила жизни
Что делать, если бизнес приносит убытки Что делать, если бизнес приносит убытки

Какие шаги помогут стабилизировать ситуацию, если предприятие работает в минус

Inc.
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки

Почему мы так верим «оздоровительному» контентому?

ТехИнсайдер
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
«Женщине должен нравиться ее мужчина» «Женщине должен нравиться ее мужчина»

В этой паре оба актеры, и детей в семье у Зои Бербер и Максима Белбородова двое

OK!
Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь

Как цвета воспринимаются нашей психикой и как они работают в интерьере

VOICE
Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки

Ученые подтвердили теоретические модели магнитного пересоединения

ТехИнсайдер
Тратить здесь и сейчас Тратить здесь и сейчас

Обсудили тему финансов с «самым знаменитым зумером в Сети» Максимом Лутчаком

Psychologies
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Атак становится все больше Атак становится все больше

У компаний есть спрос на финансовые гарантии защиты киберсистем

Эксперт
Открыть в приложении