Зеленый Петербург будущего
В Сколково только учат, что такое бирюзовая организация, а в Петербурге уже есть фонд «Зеленый Петербург» — это главный тренер ФК «Зенит» Сергей Семак, команда тактичного озеленения Plants for Friends во главе с Варварой Щербаковой, Екатериной Фалдиной, Екатериной Мининой и идеолог проекта «Деревья Петербурга» Мария Тиника.
Вместе они уже превратили пустынный сквер на улице Марата в заросли астильбы, спиреи, щучки и бадана. Вход в Анненкирхе теперь лежит сквозь иргу, лапчатку, горную сосну и стефанандру. Запущен сайт фонда ozelenimvse.ru. А тем временем зеленопетербуржцы готовят проект по возвращению Адмиралтейскому району исторического цветущего облика, обсуждая с КГИОП перспективы высадки на канале Грибоедова деревьев. Чемпион России объединяется с городскими активистами, чтобы сделать город цветущим и зеленым. Что это, как не Петербург будущего?
Главный тренер ФК «Зенит» Сергей Семак присоединился к движению «Зеленый Петербург», потому что, без шуток, очень любит сажать деревья. Писательница Анна Семак открыла веганское кафе ASG в Севкабель Порту и запустила экологичный фэшн-бренд до того, как это стало модным. Совпадение? Не думаем. Мы попросили Анну поговорить с Сергеем — и вот обычный семейный грин-спич за тарелкой безглютеновых спагетти с дегидрированными сморчками и боулом с капустным гратеном. Петербург будущего — он такой!
Анна: Редакция «Собака.ru» рассказала мне, что придумала звание «профессиональный петербуржец», которое, независимо от места рождения, присваивается тому, кто вкладывает в развитие городской среды личное время и средства. Тебе оно достается за «Зеленый Петербург» и план озеленения Адмиралтейского района. Расскажи, с чего все началось?
Сергей: С того, что садоводство — настоящая страсть и стихия. Надеюсь, в будущем я смогу посвятить этому все свое время. Еще ребенком я пересаживал деревья из леса к нам на участок. И все они до сих пор растут и прекрасно себя чувствуют, хотя мне говорили, что ни за что не приживутся! Наверное, все зависит от энергетики. Ты сама соучастник того, что, только переехав на новое место, мы первым делом превращаем наш дом в тотальные джунгли!
Когда команда Plants for Friends помогла нам с озеленением квартиры в Новой Голландии, я тут же задумался про двор, но ребята рассказали, что с городскими высадками все не так просто. Во‑первых — отсутствие узаконенного регламента действий для частных лиц. Во‑вторых — конфликт с эксплуатационными службами: из-за проложенных сетей существуют зоны, где нельзя посадить дерево, — и они измеряются десятками метров. В‑третьих, сложная схема передача дерева на баланс города или ТСЖ — за каждым нужен уход.
Мы познакомились с активистом Марией Тиникой, сражающейся за городскую растительность, — а когда общаешься с людьми, которые горят и пытаются сделать что-то хорошее, то заражаешься их энтузиазмом. Вместе с Марией мы смотрели архивные фотографии и гравюры: на них Петербург предстает одним из самых зеленых городов Российской империи, набережные и бульвары просто утопали в зелени. Фотографии «было — стало» производят удручающее впечатление.
Анна: И ты решил помочь Петербургу, потому что к тебе скорее прислушаются?
Сергей: Можно бесконечно ругать кого угодно, но в любом деле стоит начать с себя. Если у тебя чуть больше возможностей, чем у других, этим необходимо пользоваться. Это же здорово: превратить дворы-колодцы в секретные сады. Долгие пешие прогулки — моя слабость, и когда я иду вдоль набережной Мойки, то всегда поражает контраст между той частью, где растут старые липы, и той, где их не осталось, — трагически разные картинки. Так зародился план по озеленению Адмиралтейского района: мы предоставили администрации двенадцать конкретных идей, что можно сделать, и приложили исторические фотографии того, как раньше выглядели эти улицы.
Еще мы заняты разработкой пошаговой инструкции, что сделать жителю города, чтобы посадить дерево. Все должно быть просто и понятно. Сейчас нам важно договориться и прописать все законодательно. Мы уже провели встречи с администрацией города и района лично и в «зуме», пока была самоизоляция. Все не так быстро, как нам бы хотелось, но мы двигаемся. В новом году точно будут проекты, которыми мы сможем похвастаться.
Анна: Что для тебя в разработке планов «Зеленого Петербурга» оказалось открытием, которое многим могло бы пригодиться в личной практике?
Сергей: То, что вместо газона гораздо эффективнее посадить многолетние злаки. Прекрасный пример — травяной сад Новой Голландии. Зачем нужен газон? Чтобы на нем сидеть! А если вдоль дома идет небольшая узкая полоска земли, то гораздо интереснее, красивее и в итоге перспективнее использовать многолетники. Да, на старте это дороже, но если посчитать три-четыре года эксплуатации, то они оказываются намного выгоднее. Газоны вытаптывают, за ними сложно следить, нужно все время их стричь. А сажают просто потому, что так принято десятилетиями. Чтобы поменять систему, нужно объяснить администрации, как может быть по-другому и почему это по-другому — хорошо.
Анна: Какая инициатива кажется тебе наиболее важной?
Сергей: Присвоить каждому дереву в центре Петербурга инвентарный номер. Иногда, чтобы установить, допустим, рекламный щит, дерево подпиливают, подсыпают в почву химию. Оно высыхает, а потом его просто спиливают. Сердце кровью обливается! И никто за это не отвечает. Мы хотим сделать так, чтобы на это место тут же по закону должны были высадить новое дерево — нужно дорожить каждым!