Старый папа
Ольга Федянина о триллере о деменции «Отец»
Французский драматург Флориан Зеллер выступил как сценарист и режиссер-дебютант — и его первый фильм сразу получил шесть номинаций на «Оскар» (а до того еще несколько призов разных международных фестивалей). Что из этих шести номинаций выйдет, мы узнаем уже через две недели, а тем временем «Отец» с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях выходит в российский прокат.
В списке претендентов на «Оскар» этого года имя Флориана Зеллера — вероятно, одно из самых неожиданных. 41-летний французский драматург, молодой по меркам отрасли, но чрезвычайно успешный, снял свой режиссерский дебют по собственной пьесе, которая уже стала международным театральным шлягером. Зеллер — мастер вожделенного для всех жанра «репертуарная пьеса»: мало актеров, камерное пространство, эффектные диалоги, актуальные темы. Самое популярное его сочинение — драматическая трилогия «Мать», «Сын», «Отец» (в другом варианте перевода — «Папа»): ее полностью или частями который сезон ставят во всех театральных метрополиях мира (в Москве «Отца» можно увидеть в «Современнике», «Сына» — в РАМТе, в российской провинции, кажется, тоже уже скоро не останется города без хотя бы одной постановки Зеллера). Главное достоинство этих пьес заключается в том, что роли выигрышны для актеров, будь то звезды Вест-Энда или провинциальные примы,— а диалоги, соединяющие многозначительность и минимализм, оставляют очень большое пространство для интерпретации. Вот и для своего кинодебюта Зеллеру (или его продюсерам) удалось ангажировать звездный дуэт из Энтони Хопкинса и Оливии Колман.
Энтони (Хопкинс) — своенравный обаятельный старик — живет в огромной буржуазной лондонской квартире вместе с дочерью (Колман) и постепенно погружается в деменцию. Всю бытовую повседневность мы видим его глазами: то, как его разрушающееся сознание комбинирует фантазии, страхи, воспоминания и реальные события, и составляет содержание фильма.