Ирина Актуганова сделала первую в России постоянную сайнсарт-экспозицию

Собака.ruКультура

Ирина Актуганова

Куратор медиаарта Ирина Актуганова сделала первую в России постоянную сайнсарт-экспозицию в Институте физиологии имени Павлова в Колтушах, где ученые и современные художники создают уникальные хайтек-арт-объекты.

Текст Александра Генералова. Фото Светлана Чехлатая

Портрет Ирины сделан онлайн — в загородном доме на Вепсской возвышенности.

В 1990‑е вы одной из первых в стране стали курировать технологическое искусство. Как так получилось?

В конце 1980‑х я закончила искусствоведческий факультет Академии художеств, но попасть в Эрмитаж или Русский музей было невозможно без связей. Поэтому я оказалась в зарождающемся сквоте на Пушкинской, 10, в коммерческой галерее «10–10», которую организовал основатель «Пушкинской» Сергей Ковальский. Набралась опыта и открыла свою галерею с живописью и графикой на Невском. Но это было скучно, я чувствовала, что истина спрятана где‑то по направлению к компьютерам. Познакомилась с первыми в городе торговцами компьютерами и провайдерами: они предлагали оцифровать картины и повесить на сервер, но я понимала, что это фигня. На Невском я заработала денег и вернулась в сквот на Пушкинской, где были свободные и бесплатные помещения, и в марте 1994 года открыла некоммерческую «Галерею 21». Судьба послала мне искусствоведа и философа Аллу Митрофанову, которая читала лекции про медиаарт и электронные искусства перед рейвами в клубе «Тоннель». Я в то время не была ни разу за границей, а она была в арт‑сообществах США и Европы. Так «Галерея 21» стала пространством медиаарта и концептуального искусства, которым тогда больше занимались москвичи.

Что происходило в галерее, каких художников вы показывали?

Чтоб вы понимали, в то время проекторы в магазинах не продавались, были размером со стиральную машинку и стоили конских денег — у нас проектор был. Куратором медиаарт-направления была Алла Митрофанова, за концептуализм и акционизм отвечал Дмитрий Пиликин, часть проектов я вела сама. Вернисажи проходили еженедельно плюс лекции, семинары, кинопоказы. Через галерею прошли многие актуальные художники и кураторы 90‑х: Олег Кулик, Александр Бренер, Евгений Юфит, «Фабрика найденных одежд», АХЕ, Владимир Козин, Тимур Новиков и многие другие. Параллельно мы c Аллой развивали Кибер‑Фемин‑Клуб — инициативу, которая объединяла женщин, занимающихся технологическим искусством. Клуб принял участие, например, в выставке DOCUMENTA X в Касселе в 1997 году — событие не менее важное, чем Венецианская биеннале.

В 2000‑е вы делали ГЭЗ‑21 — культовый клуб с террасой на Пушкинской, 10. Как вам удалось тогда поймать дух времени?

ГЭЗ‑21 мы открыли в 1999 году, тогда вся клубная культура была сугубо коммерческой. В городе не было места для людей, которые занимались саунд‑артом, экспериментами со звуком. И мы решили: окей, мы поддержим этих электронщиков, шумовиков в пространстве на Пушкинской, 10. Задача была сделать место окупаемым. Я ездила в разные страны и смотрела, как там устроены творческие индустрии, аккумулировала этот опыт, и в результате мы разработали для клуба модель существования. Основная часть посетителей ходила тусоваться в буфет ГЭЗа, который позиционировался как гнездо питерского андеграунда — на доходы от него мы содержали музыкальную площадку, где играли иногда для аудитории в 7–10 человек. Сейчас ГЭЗ стал Музеем звука, в его жизни я уже мало участвую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девичьи грезы Девичьи грезы

Хозяйка этой квартиры мечтала воссоздать обстановку своего детства

AD
Скрытые сокровища Москвы: 5 публичных мест в столице, где «спрятаны» произведения искусства Скрытые сокровища Москвы: 5 публичных мест в столице, где «спрятаны» произведения искусства

Пять публичных мест в Москве, в которых можно разглядеть произведения искусства

Forbes
Ася Волошина Ася Волошина

Пьесы яркого драматурга новой школы Аси Волошиной ставят театры от БДТ до МХТ

Собака.ru
«Брошена на землю»: рассказ поэтессы и прозаика Аллы Горбуновой «Брошена на землю»: рассказ поэтессы и прозаика Аллы Горбуновой

Отрывок из сборника рассказов Аллы Горбуновой про героев из девяностых и нулевых

Esquire
Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации

Интервью с президентом HONOR Россия Тони Раном

Esquire
Почему сосновая хвоя полезна против вредных бактерий Почему сосновая хвоя полезна против вредных бактерий

Экстракты хвои активны против грамотрицательных бактерий

Популярная механика
17 самых сексуальных песен Принса 17 самых сексуальных песен Принса

Самые непристойные треки Принса, которые так и зовут нас на танцпол

GQ
Вот это вещь! Вот это вещь!

Вспомним, чем мы пользовались в 1995-м – дома, на кухне и на работе

Лиза
Учимся на каникулах: главное — не забывать про отдых Учимся на каникулах: главное — не забывать про отдых

Как пробудить в ребенке любознательность и любовь к учебе?

Psychologies
Полный гид по видеосвиданиям: 9 советов, чтобы все прошло идеально Полный гид по видеосвиданиям: 9 советов, чтобы все прошло идеально

Не сомневайся — это будет круто!

Playboy
Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века

История ограбления с игрушечным автоматом и надувной женщиной

Maxim
Держаться корней Держаться корней

Вершки и корешки все чаще перестают быть скромным гарниром

Bones
Темные лошадки: почему женщинам так сложно выйти на работу после декрета Темные лошадки: почему женщинам так сложно выйти на работу после декрета

Что может сделать работодатель для сотрудницы, вышедшей из декрета

Forbes
Каково это — гастролировать с Queen. Интервью со старшим техником группы Питером Хинсом Каково это — гастролировать с Queen. Интервью со старшим техником группы Питером Хинсом

Воспоминания Питера Хинса — техника Queen, который гастролировал с группой

Esquire
Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров

Научиться ходить гораздо сложнее, чем кажется

Inc.
Комплекс Ионы: почему мы боимся своих возможностей? Комплекс Ионы: почему мы боимся своих возможностей?

Откуда в нас берется страх реализовать себя

Psychologies
Как борода спасает от удара в челюсть: естественный щит Как борода спасает от удара в челюсть: естественный щит

Растительность на лице не только красоты ради, но и для практичности

Популярная механика
Герои нашего времени Герои нашего времени

Кумиры поколения Z о ценностях, творчестве и планах на будущее

Grazia
Движение роялистов Движение роялистов

На нью-йоркской фабрике Steinway & Sons всё работает как по нотам

Robb Report
«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
Назад к природе Назад к природе

Проекты студии CC Arquitectos не дают клиентам замыкаться в четырёх стенах

Robb Report

Звезды, которые не стеснялись говорить, что употребляли психотропные вещества

Cosmopolitan
«Я шел к этому двадцать лет» «Я шел к этому двадцать лет»

Актер Максим Лагашкин о любимых ролях и о том, как ему удается всё успевать

OK!
Проблемы с психикой и ограничения во всем: как живут современные принцессы Проблемы с психикой и ограничения во всем: как живут современные принцессы

Кто они, принцессы современного мира?

Cosmopolitan
Как женщины в России используют краудфандинг и почему преуспевают в нем больше мужчин Как женщины в России используют краудфандинг и почему преуспевают в нем больше мужчин

Как менялся краудфандинг в России за последние 8 ле

Forbes
«Детские» русские традиции «Детские» русские традиции

Как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик?

Культура.РФ
Свободно владею: истории россиян, унаследовавших двух живых черепах, чемодан хозяйственного мыла и другие богатства Свободно владею: истории россиян, унаследовавших двух живых черепах, чемодан хозяйственного мыла и другие богатства

О наследстве, как символе внезапного счастья, рассказывают граждане

Esquire
Правила жизни Мэрил Стрип Правила жизни Мэрил Стрип

Актриса, Солсбери, штат Коннектикут, 71 год

Esquire
Седьмой шейный позвонок: где живет воля? Седьмой шейный позвонок: где живет воля?

Точка Да Чуэй позволяет воздействовать на волю и энергию

Psychologies
Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой

В современном мире важно уметь правильно распределять собственные усилия

Inc.
Открыть в приложении