Метаморфопсия нарушила связь между восприятием и распознаванием увиденного
Американские ученые выяснили, что осознанное восприятие зрительных образов не всегда сопровождает их обработку. Это удалось показать на примере мужчины с метаморфопсией — неврологическим нарушением, при котором человек не может воспринять объекты или символы определенной формы или категории (в данном случае — арабские цифры от 2 до 9). Когда ему показывали лица и слова на больших цифрах, он не мог определить, что именно он видит, хотя вызванные потенциалы его головного мозга указывали на то, что стимулы он обрабатывает верно. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Восприятие любых сенсорных стимулов условно можно разделить на два главных этапа. Сначала происходит первичная обработка органами чувств: вследствие нее информация обо всех возможных характеристиках стимула в виде электрического сигнала попадает в отделы мозга, специфично отвечающие за обработку определенных стимулов (например, зрительные или слуховые). После этого происходит вторичная обработка, и она уже чуть более сложная: если дело, например, касается какого-либо визуального стимула, то зрительной коре нужно обработать отдельно каждую его характеристику (цвет, форму, положение в пространстве).
На этом, однако, обработка не заканчивается, и по прохождении двух первых этапов стимул необходимо распознать, то есть понять, что именно он из себя представляет: так в набор каких-то форм и цветов мозг узнает фотографию хорошо знакомого человека, а в наборе нот — любимую песню. При этом непонятно, в какой момент проходит граница между первыми двумя этапами и последним этапом восприятия: другими словами, можно ли их как-то разделить — и какая часть всего процесса утратится.
Майклу Макклоски (Michael McCloskey) из Университета Джонса Хопкинса и его коллегам удалось провести исследование на пациенте с довольно редким неврологическим нарушением — метаморфопсией. Пациент Р. Ф. С. (исследователи приводят только инициалы) из-за отмирания тканей в теменной доле левого полушария не умеет распознавать цифры от 2 до 8: вместо цифр он видит путаницу из линий, хотя его арифметические способности никак не нарушены, а также он нормально распознает почти все буквы английского алфавита и цифры 0 и 1 (из-за их схожести с буквами O и I, с которыми у него никаких проблем нет). Пациент также обучен специальной системе, в которой классические арабские цифры заменены на