Храните стрит-арт в Севкабель Порту
В 2023 году в «Севкабель Порту» получила прописку единственная в России институция, где коллекционируют и исследуют искусство «уличной волны» — «Стрит-арт хранение». Идем смотреть работы признанных стрит-арт-мэтров Кирилла Кто, Максима Има, Dusto и Тимы Радя!
кто: Группа INLOCO Initiative во главе с Михаилом Астаховым в 2016 году открыла Институт исследования стрит-арта. Уловив тренд на развитие регионального уличного искусства и накопив серьезные архивы исследований о развитии паблик-арта, граффити и активизма, INLOCO Initiative в 2023 году решилась на проект революционного формата — «Стрит-арт Хранение» (САХ), где коллекционируют, изучают и знакомят горожан с уличным искусством.
Где: «Стрит-арт Хранение» расположено на втором этаже корпуса НИИ в «Севкабель Порту» и устроено по принципу «открытого хранения» — любую работу можно достать и рассмотреть подробнее. Чтобы экспонировать сотни произведений всего на 88 квадратных метрах, архитектор и дизайнер Егор Богачев поместил их в выдвижные сетки и ящики: живопись — вертикально, графику — горизонтально. Все экспонаты хранят почти по музейным стандартам: увлажнитель, температура до 25 градусов и рассеянный свет.
Что: Коллекция искусства уличной волны «стрит-арт хранения» уникальна по трем причинам: всероссийский охват (от Перми до Петербурга!), редкость (зины, фотографии закрашенного стрит-арта, трафареты!), количество (более 450 работ и 80 авторов: от Никиты Nomerz и Миши Маркера до Турбена и команды «Той»!).
Как собралась коллекция стрит-арта?
Михаил Астахов, коллекционер и идеолог проекта Inloco Initiative. Сооснователь Института исследования стрит-арта. Собирает живопись с 1990-х
Работы уличных авторов я стал собирать одновременно с созданием Музея стрит-арта, куратором которого являлся. За 10 лет удалось накопить порядка 100 объектов, среди которых работа Ольги Шумовой «Прости им, Отец, не знают, что они творят» и холст Александра Цыпкова с несостоявшейся пока что паблик-арт-работой, связанной с образом Ксении Петербургской. В отличие от уличных, станковые произведения тех же авторов могут экспонироваться десятилетиями. Я долго размышлял над формой сохранения объектов искусства в Петербурге и сначала задумывался о том, чтобы открыть галерею. На первом же обсуждении с коллегами из Института исследования стрит-арта стало понятно: это требует большого оборудованного запасника, регулярных выставок и, главное, нужны гигантские площади для экспонирования. Наш куратор Алина Зоря предложила формат открытого хранения, как в Государственном Эрмитаже и Русском музее. Это стало идеальным решением: так мы можем предоставить доступ посетителям ко всей коллекции и соблюсти все нормативы по хранению на небольшом пространстве (всего 88 квадратных метров!). Решили обсноваться в «Севкабель Порту», потому что он уже давно зарекомендовал себя как максимально дружественное пространство для искусства уличной волны: прямо на берегу Финского залива встречаются образцы стрит-арта и паблик-арта, мастерская арт-объединения 10.203 и лояльная аудитория.
Как работы попадают в коллекцию?
Дарья Красильникова, хранитель коллекции «Стрит-арт хранения». Принимает экспонаты, отвечает за бережное хранение и реставрацию работ:
Вы можете прийти и порекомендовать свои работы. Нас интересуют авторы с уличным бэкграундом, самобытным художественным языком, в том числе те, кто работает в легальном поле — паблик-арт. У команды «Стрит-арт хранения» есть список ключевых художников и городов, куда мы ездим в экспедиции. Первым был Нижний Новгород — самый активный и развитый на уличной сцене. Там мы приобрели работы более 20 авторов, в числе которых Никита Nomerz — идеолог международного фестиваля уличного искусства «Место», автор документального фильма «В открытую» и составитель «Энциклопедии уличного искусства Нижнего Новгорода».