Каким был уровень грамотности населения в допетровской России
В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит книга «Академия при царском дворе». Ее автор, историк, профессор Государственного университета Южного Коннектикута Николаос Хриссидис рассказывает о том, как и чему учились разные представители разных слоев населения в допетровскую эпоху. «Сноб» публикует отрывок.
Обучение и просвещение в Московском государстве
Уровень грамотности и образованности в допетровской России издавна был спорным вопросом в историографии. В целом историки делятся в этом отношении на две категории «оптимистов» и «пессимистов». Оптимисты вслед за Соболевским заявляют о высоком уровне грамотности среди элиты и горожан и о соответствующем уровне образованности. В частности, советские исследователи всячески стремились показать, что Россия вовсе не отставала от Западной Европы в плане образования. С другой стороны, пессимисты утверждают, что мало кто в Московии будь то представители элиты или низшие классы умел читать и писать, в силу чего лишь немногие обладали подлинными знаниями. Дореволюционные русские историки в целом принадлежали к лагерю пессимистов. Однако, приписывая просвещение России в первую очередь Петру Великому, они, как правило, недооценивали прежние просветительские начинания, предпринимавшиеся русской церковью и государством.
Имеющиеся свидетельства об уровне образования в Московии до второй половины XVII века не подтверждают «розовой» картины. Судя по всему, в стране совершенно отсутствовала какая-либо формальная сеть начальных, не говоря уже о средних и высших, учебных заведений. Существовавшее в России обучение имело преимущественно функциональную и практическую направленность и в целом не способствовало обретению гуманитарных знаний. Обучение проходило в церквях и монастырях под руководством отдельных церковнослужителей, посредством «букварной системы», как ее называют историки. Этот метод, в разных вариантах применявшийся по всей Европе, заключался в том, что сперва ученики заучивали буквы и их произношение при помощи букваря или азбуки, затем переходили к изучению часослова (часовника), а заканчивали Псалтырью. Ученики много раз читали эти учебники и в итоге заучивали их наизусть. Такое обучение имело своей целью в первую очередь навыки чтения, а не письма и редко выходило за рамки богослужебных текстов. Русская литература допетровской эпохи носила преимущественно религиозный