Подпишитесь, пожалуйста. Как меняется модель потребления
Сервисы по подписке быстро и прочно вошли в нашу жизнь. Но какое будущее их ждет?
Представим себе ситуацию: в конце рабочего дня вы берете машину в каршеринге и отправляетесь домой, по дороге слушая любимые композиции на «Яндекс.Музыке» или Spotify. По приезде заказываете роллы, может быть, даже забираете здоровое питание от Grow Food, включаете Netflix или «Амедиатеку» и релаксируете за просмотром фильмов или сериалов. Это все мир подписных услуг.
В основе этой модели потребления лежит простая механика. Для пользования сервисом или продуктом потребитель вносит небольшие периодические платежи, которые взимаются до тех пор, пока он не откажется от подписки. На Западе данная бизнес-модель активно применяется практически повсеместно. В США рынок подписных услуг за последние пять лет вырос более чем на 100% в год. Такие компании, как Disney, Adobe и Amazon, вкладывают баснословные суммы в развитие собственных сервисов. Ярким примером успеха является американская Dollar Shave Club. В 2011 году небольшая компания начала продажу бритвенных лезвий по подписке. Уже через год она привлекала миллионные инвестиции, а в 2016 году была куплена Unilever за 1 миллиард долларов. Можно возразить, что успех Dollar Shave Club связан с «одноразовостью» их товара и что не каждую позицию можно реализовать по подписке.
Но практика показывает, что таким образом можно продавать практически что угодно. Just the Right Book доставляют своим подписчикам книги, Manpacks доставляет нижнее белье, а компания Boink Box даже доставляет игрушки для взрослых.
В России рынок подписных услуг пока находится на этапе становления. В основном это связано с недоверием потребителей к новой системе приобретения товаров. Тем не менее можно наблюдать положительную динамику в развитии данного рынка в России. Этим летом Volvo запустила первый в нашей стране сервис подписки на автомобили. Продолжают совершенствовать свои сервисы такие компании, как OZON и «Яндекс». Таким же образом можно приобретать потребительскую электронику. В частности, компания Forward Leasing предлагает услугу по покупке смартфонов Samsung