Они возвращаются: как рисунки вытесняют фотографию в рекламе и в журналах
С 26 по 29 сентября на Трехгорной мануфактуре пройдет Artlife fest, где фешн-иллюстраторы Элен Баллок и Блэр Брайтенштайн, сотрудничающие с Chanel, Prada, Oscar de la Renta и журналами Vogue, Harper's Bazaar, Tatler, Glamour, Vanity Fair, проведут мастер-классы.
Сейчас к услугам иллюстраторов обращаются глянцевые журналы, Dior приглашает их в свои рекламные компании. Преимущество рисунка очевидно: он сразу захватывает внимание зрителя. Создатель фестиваля Анастасия Андреева рассказывает, почему модная иллюстрация скоро победит фотографию.
С чего все началось
Прообразами иллюстрации моды были гравюры, на которых изображали придворных дам и их кавалеров-модников XV века. Тогда же появились книги о костюме и моде. Одним из самых известных авторов был двоюродный брат Тициана — Чезаре Вечеллио, собравший в своей книге 420 гравюр, иллюстрирующих европейскую и восточную моду. Позже чех Вацлав Холлар создал в Лондоне 2740 гравюр, среди которых — изображения женских костюмов. Уже в 1679 году в Лионе стали издавать первый журнал Le Mercure Galant, который вручную украшали французские художники. В девятнадцатом веке одним из самых известных художников моды был Джованни Болдини, реалистично изображавший томных пышногрудых девушек.
Но своего расцвета иллюстрация моды достигла в начале XX века, когда мода превратилась в индустрию. Для продвижения своего бизнеса в рекламных целях модельер Поль Пуаре нанял Поля Ириба, который в рекламных целях рисовал эскизы будущих нарядов. Реклама оказалась настолько удачной, что Пуаре расширил свое сотрудничество с иллюстраторами, пригласив графика, скульптора, сценографа Эрте (Романа Тыртова), иммигранта из Санкт-Петербурга. Работы Эрте настолько интересно решены композиционно, что их можно рассматривать часами, — благодаря его иллюстрациям-отчетам о жизни на Лазурном берегу американский журнал Harper's Bazaar, например, пережил свой звездный час.
А костюмы Льва Бакста для балетов дягилевской антрепризы, показанных в Париже, изменили моду во французской столице. Все дамы захотели костюмы в ориентальном стиле, в цветах «Клеопатры» и «Шахерезады». Бакста срочно привлек к работе над своими платьями Поль Пуаре, художник сочинял наряды для Иды Рубинштейн и маркизы Казатти.