Нью-йоркская история: почему «Энни Холл» Вуди Аллена — одна из самых умных романтических комедий в истории американского кино
Картине «Энни Холл» исполняется 45 лет. В 2000 году Американский институт киноискусства добавил работу Аллена в сотню самых смешных фильмов — помимо «Энни Холл» в этот список включены еще четыре фильма режиссера. Тем не менее официальный релиз фильма в 1977 году ознаменовал собой переход Аллена от чисто комедийного жанра ранних работ к более зрелому, серьезному и личному периоду творчества. Кинокритик Роман Волынский разбирается, чем «Энни Холл» так необычна на фоне классических романтических комедий.
«Энни Холл» открывается двумя шутками; их произносит, смотря прямо в камеру, то ли сам Вуди Аллен, то ли главный герой фильма Элви Сингер: «Не хотелось бы мне быть членом клуба, в который примут такого человека, как я» — зритель пока не до конца уверен, что исповедь принадлежит альтер эго режиссера, Элви Сингеру. Такое начало задает доверительный тон, словно сам Аллен выходит на авансцену и без купюр выкладывает зрителям о своих сложных отношениях с женщинами, переживаниях по поводу старения («мне исполнилось 40, и я переживаю жизненный кризис») и делится воспоминаниями о своих детских травмах, полученных в доме, стоящем ровно под аттракционом американских горок в Кони-Айленде (сам Аллен вырос в Бруклине, в нескольких шагах от Кони-Айленда). Эта спаянность образа главного героя и личности режиссера поддерживается Алленом практически на протяжении всей карьеры и стала своего рода фирменным стилем.
На первый взгляд может показаться, что «Энни Холл» — это классическая романтическая комедия о любви. Обычно в фильмах этого жанра мы наблюдаем за сменой температурного режима в отношениях двух недавно познакомившихся людей. И если придерживаться такого мнения, то фильму подошло бы другое название, скажем: «Энни и Элви», в духе конвенциональных мелодрам: «Фрэнки и Джонни», «Кейт и Лео», «Когда Гарри встретил Салли». Но «Энни Холл» — это не столько история любви в большом мегаполисе, а сколько фильм о трагикомических разговорах об этой самой любви (и внешних раздражителях, которые постоянно влезают в личный мир Энни и Элви, — психоаналитики со своими советами, умные преподаватели с курсов по образованию и ползающие раки на кухне).