Что мы будем слушать – и как?

СНОБСобытия

В ожидании взрыва: что будет с музыкой в России в ближайшие месяцы и годы

После 24 февраля российская музыка изменилась до неузнаваемости – и как культура, и как индустрия. Редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily» и создатель ресурса Voice («Войс») Николай Овчинников объясняет, что мы будем слушать – и как.

25 февраля мне казалось, что российская музыка умерла безвозвратно. Все то, что последние десять лет строилось – лейблы, стриминги, артисты, фестивали – сгинет в одном большом костре. По прошествии двух месяцев я уже не столь пессимистичен. Безусловно, мы столкнулись с невиданным доселе кризисом. Безусловно, нам придется жить в куда более худших условиях и отказываться от прежних привычек. Безусловно, многие записи в апреле 2022 года кажутся абсолютно неуместными. Но я уверен, что все не так плохо, и скоро нас ожидают большие перемены. В этом тексте я попытался спрогнозировать, что и как мы будем слушать в ближайшие месяцы, а возможно, и годы.

Три важных момента.

Первый: это очень краткое описание нашего будущего, про каждый пункт можно написать отдельную колонку.

Второй: все может измениться хоть завтра (я пишу этот текст 30 апреля 2022 года), поэтому не стоит воспринимать описанные мною сценарии как гарантированные.

Третий: я не касаюсь в этом тексте вопросов цензуры и описываю ситуацию с точки зрения нынешних ограничений (в целом слабых и бессистемных), однако если закручивание гаек усилится и продолжится, то, возможно, разговор о музыке придется вести заново.

Поп-музыка без роскоши

Последние десять лет российская поп-сцена жила за счет музыкантов и сонграйтеров из соседних стран, прежде всего Украины, Белоруссии и Казахстана. Без альбома Co’n’Dorn Ивана Дорна не случилось бы поп-революции. Без ЛСП и Макса Коржа певучий хип-хоп и пацанская эстетика не прорвались бы в чарты. Без Скриптонита и его сподвижников с лейбла Musica 36 не появились бы уникальный вайб и флоу русского хип-хопа, который до сих пор копируют все подряд. После 24 февраля эта своеобразная экосистема умерла, и шансов на ее оживление нет.

Прежде всего, второй поп-революции точно не будет. Украинские поп-артисты и по идеологическим, и по экономическим причинам не будут ездить в Россию и не будут публиковать свои записи для российских слушателей (а некоторые, как Иван Дорн или Монатик, удаляют старые песни). Украинская музыка окончательно отделилась от российской, превратилась в культурную автономию, ориентированную на Европу, – оценивать ее перспективы должны украинские же журналисты. Для нас это значит только одно: культурный обмен между двумя сценами невозможен в обозримом будущем. Это будет сложно: российский мейнстрим развивали именно украинские исполнители – от группы «Время и Стекло» до группы «ВИА ГРА», от Дорна до Потапа и Насти.

Сцены же других стран либо из-за кризиса в России обеднеют сами, либо переориентируются на других потребителей. Белорусская сцена уже обескровлена событиями 2020 года, а казахстанская поп-сцена имеет большой внутренний потенциал. Но, как и в случае с украинской, оценивать их перспективы должны местные эксперты. Для нас это значит одно: придется выживать в одиночку.

Российская поп-сцена, оказавшись в более замкнутом пространстве, окажется в ситуации поиска новых смыслов и новых источников влияния. Кроме того, она избавится от лоска и роскоши прошлых лет: невозможно петь о любви и печали в прежних декорациях. Новый поп-мейнстрим будет проще во всех смыслах: тут ему в подмогу неисчезающая любовь к перестроечной попсе (см. «Мальчик на девятке») и наследию Сергея Жукова (выразившаяся в виде целого жанра «жуков-поп»). То есть подходящие герои уже есть: они и будут торжествовать в чартах по итогам 2022 года.

При этом новый поп вряд ли откажется от яркой эскапистской эстетики: в особенно кризисные времена публике нужны развлечения, позволяющие забыть о курсе рубля и наличии товаров первой необходимости в магазинах. Примерно так случилось в Югославии девяностых: страдающая под санкциями из-за войны в Боснии страна сходила с ума по турбо-фолку – бодрой боевой танцевальной музыке с национальным колоритом. Вот что-то подобное может случиться и у нас. Причем и фолк, который долгое время считался увлечением экзотическим, тоже постепенно инкрустируют в новый поп. То, что делали polnalyubvi и Дарья Виардо в качестве экспериментов, вероятно, станет общим местом. Только в более простой форме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь» Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь»

Как социальный проект «Ночлежка» стал бизнесом

СНОБ
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
К вам санитары, мистер Андерсон К вам санитары, мистер Андерсон

Писатель Александр Цыпкин о наших цифровых аватарах

СНОБ
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Алмазы под давлением Алмазы под давлением

Экономист Александр Аузан о будущем креативных индустрий

СНОБ
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что» Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что»

Отельер Анастасия Ефимова – о гостеприимстве и духе времени

СНОБ
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Новая дисциплина Новая дисциплина

Чемпионка мира, чемпионка Европы, призер Олимпийских игр – Евгения Медведева

Maxim
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Это мы еще досмотрим Это мы еще досмотрим

Кто будет делать игровое кино, сериалы и док в новом мире

СНОБ
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Африка Африка

Каково будущее Африканского континента?

Esquire
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
И ты, Иван? И ты, Иван?

Почему гетман Иван Мазепа предал своего царя?

Дилетант
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Военторг Чарли Военторг Чарли

Как в перерывах между вечеринками американский конгрессмен развалил СССР

Дилетант
Африка требует большего Африка требует большего

Как России укрепить позиции на африканском континенте

Ведомости
Жизнь по референсам Жизнь по референсам

Что такое «пинтерест-синдром» и как не утонуть в одинаковой эстетике

Grazia
Редкоземельные планы Редкоземельные планы

Проекты по добыче редких металлов должны быть запущены в ближайшие пять лет

Ведомости
Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование

Зачем отдавать ребенка в онлайн-школу?

Inc.
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения» Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения»

Почему на Западе не услышали своего главного пророка?

Монокль
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Герои нашего времени Герои нашего времени

Создавая живой диалог поколений, они определяют, каким будет искусство завтра

Moodboard
Открыть в приложении