Что мы будем слушать – и как?

СНОБСобытия

В ожидании взрыва: что будет с музыкой в России в ближайшие месяцы и годы

После 24 февраля российская музыка изменилась до неузнаваемости – и как культура, и как индустрия. Редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily» и создатель ресурса Voice («Войс») Николай Овчинников объясняет, что мы будем слушать – и как.

25 февраля мне казалось, что российская музыка умерла безвозвратно. Все то, что последние десять лет строилось – лейблы, стриминги, артисты, фестивали – сгинет в одном большом костре. По прошествии двух месяцев я уже не столь пессимистичен. Безусловно, мы столкнулись с невиданным доселе кризисом. Безусловно, нам придется жить в куда более худших условиях и отказываться от прежних привычек. Безусловно, многие записи в апреле 2022 года кажутся абсолютно неуместными. Но я уверен, что все не так плохо, и скоро нас ожидают большие перемены. В этом тексте я попытался спрогнозировать, что и как мы будем слушать в ближайшие месяцы, а возможно, и годы.

Три важных момента.

Первый: это очень краткое описание нашего будущего, про каждый пункт можно написать отдельную колонку.

Второй: все может измениться хоть завтра (я пишу этот текст 30 апреля 2022 года), поэтому не стоит воспринимать описанные мною сценарии как гарантированные.

Третий: я не касаюсь в этом тексте вопросов цензуры и описываю ситуацию с точки зрения нынешних ограничений (в целом слабых и бессистемных), однако если закручивание гаек усилится и продолжится, то, возможно, разговор о музыке придется вести заново.

Поп-музыка без роскоши

Последние десять лет российская поп-сцена жила за счет музыкантов и сонграйтеров из соседних стран, прежде всего Украины, Белоруссии и Казахстана. Без альбома Co’n’Dorn Ивана Дорна не случилось бы поп-революции. Без ЛСП и Макса Коржа певучий хип-хоп и пацанская эстетика не прорвались бы в чарты. Без Скриптонита и его сподвижников с лейбла Musica 36 не появились бы уникальный вайб и флоу русского хип-хопа, который до сих пор копируют все подряд. После 24 февраля эта своеобразная экосистема умерла, и шансов на ее оживление нет.

Прежде всего, второй поп-революции точно не будет. Украинские поп-артисты и по идеологическим, и по экономическим причинам не будут ездить в Россию и не будут публиковать свои записи для российских слушателей (а некоторые, как Иван Дорн или Монатик, удаляют старые песни). Украинская музыка окончательно отделилась от российской, превратилась в культурную автономию, ориентированную на Европу, – оценивать ее перспективы должны украинские же журналисты. Для нас это значит только одно: культурный обмен между двумя сценами невозможен в обозримом будущем. Это будет сложно: российский мейнстрим развивали именно украинские исполнители – от группы «Время и Стекло» до группы «ВИА ГРА», от Дорна до Потапа и Насти.

Сцены же других стран либо из-за кризиса в России обеднеют сами, либо переориентируются на других потребителей. Белорусская сцена уже обескровлена событиями 2020 года, а казахстанская поп-сцена имеет большой внутренний потенциал. Но, как и в случае с украинской, оценивать их перспективы должны местные эксперты. Для нас это значит одно: придется выживать в одиночку.

Российская поп-сцена, оказавшись в более замкнутом пространстве, окажется в ситуации поиска новых смыслов и новых источников влияния. Кроме того, она избавится от лоска и роскоши прошлых лет: невозможно петь о любви и печали в прежних декорациях. Новый поп-мейнстрим будет проще во всех смыслах: тут ему в подмогу неисчезающая любовь к перестроечной попсе (см. «Мальчик на девятке») и наследию Сергея Жукова (выразившаяся в виде целого жанра «жуков-поп»). То есть подходящие герои уже есть: они и будут торжествовать в чартах по итогам 2022 года.

При этом новый поп вряд ли откажется от яркой эскапистской эстетики: в особенно кризисные времена публике нужны развлечения, позволяющие забыть о курсе рубля и наличии товаров первой необходимости в магазинах. Примерно так случилось в Югославии девяностых: страдающая под санкциями из-за войны в Боснии страна сходила с ума по турбо-фолку – бодрой боевой танцевальной музыке с национальным колоритом. Вот что-то подобное может случиться и у нас. Причем и фолк, который долгое время считался увлечением экзотическим, тоже постепенно инкрустируют в новый поп. То, что делали polnalyubvi и Дарья Виардо в качестве экспериментов, вероятно, станет общим местом. Только в более простой форме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Дело Финляндии — наше дело» «Дело Финляндии — наше дело»

В 1939–1940 годах театром военных действий снова стала Финляндия

Дилетант
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
К вам санитары, мистер Андерсон К вам санитары, мистер Андерсон

Писатель Александр Цыпкин о наших цифровых аватарах

СНОБ
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь» Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь»

Как социальный проект «Ночлежка» стал бизнесом

СНОБ
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Страх и ненависть в вишневом саду Страх и ненависть в вишневом саду

Режиссер Театра на Бронной Микита Ильинчик – о своем причудливом пути

СНОБ
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Это мы еще досмотрим Это мы еще досмотрим

Кто будет делать игровое кино, сериалы и док в новом мире

СНОБ
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Алмазы под давлением Алмазы под давлением

Экономист Александр Аузан о будущем креативных индустрий

СНОБ
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что» Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что»

Отельер Анастасия Ефимова – о гостеприимстве и духе времени

СНОБ
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Модернизатор империи Модернизатор империи

Сергей Витте был центральной политической фигурой предреволюционной эпохи

Дилетант
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Подросток Лимонов. Продолжение Подросток Лимонов. Продолжение

В СССР Лимонов не был диссидентом, но был чужим для советской системы

Esquire
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Открыть в приложении