«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Она прослужила в Театре сатиры более 60 лет и часто шутила: «60 лет в театре — это почти пожизненное заключение». Александр Ширвиндт каждый раз при встрече напоминал ей: «Старуха, ты с этим не тяни!» — намекая на ее 85-летний юбилей. «Я не прочь и 90-летний справить — сначала Елены, а потом и свой», — сказала как-то она... В этом году у Ольги Александровны Аросевой был бы 100-летний юбилей. О легендарной актрисе вспоминают ее племянник, художник-график Александр Аросев-Каширин, известные актеры Юрий Нифонтов и Александр Олешко.

Александр Аросев-Каширин

племянник Ольги Аросевой

Александр Аросев-Каширин, 2024 год. Фото: из архива семьи Аросевых

Жили-были три сестры: Наталья, Елена и Ольга, самая младшая. Счастливое детство девочек проходило на посольской вилле «Тереза» в Праге. На всю жизнь они запомнили зал приемов на первом этаже, где советский посол Александр Аросев в черном фраке принимал гостей, мраморную лестницу, закругленные окна в стиле модерн и садик вокруг виллы.

Чтобы не путаться, я буду маленьких сестер называть по имени: маму — Леной и тетю — Олей.

Наташа, Лена и Оля Аросевы, конец 20-х — начало 30-х годов. Фото: из архива семьи Аросевых

Из роддома Олю забирали отец и Вячеслав Молотов, они были друзьями еще с Казани, где учились в реальном училище. Счастливый папа записал девочку Варварой. Но через несколько дней по настоянию жены в метрике имя Варвара переправил на Ольгу.

Отец у девочек был невероятно заботливый, он обязательно приходил в спальню, чтобы поцеловать их на ночь и положить под подушку гостинец. Мамы с ними уже не было, она уехала строить свою новую жизнь...

Все три сестры Аросевы были абсолютно разными, и внешне, и по характеру. Отец их всегда одевал по-своему: Олю — в голубое, под цвет глаз, Лену — в красное. Они любили друг друга, их связывали необыкновенно близкие отношения, но ссоры между ними вспыхивали часто. Старшая сестра Наташа — очень спокойная, Лена была тихоней, ну а Оля — заводила и бандитка! Она была хоть и младше Лены на два года, сестру подавляла и ею командовала. Но они быстро мирились. Лена всегда говорила, что у Оли было два главных качества: смелость и в то же время нежность...

Это была не просто любовь, а какое-то «особенное единение душ», как где-то в интервью признавалась Оля. Она писала в своей книге: «В Праге впервые проснулся во мне ген театра». Даже любовь к театру у сестер была общей...

Рядом с виллой «Тереза» на Итальянской улочке стоял небольшой театр. Однажды туда из Германии привезли на гастроли «Трехгрошовую оперу» Брехта. И Аросев, заядлый театрал, повел маленьких дочек на этот спектакль, они были, конечно, в полном восторге.

Девочки под сильным впечатлением разрезали свои платья, вываляли их в пыли и отправились просить милостыню у церкви. Они пели песни на немецком языке и рассказывали грустную историю о своем сиротстве. Кто-то из посольства увидел это «выступление» и сообщил Александру Яковлевичу. Из-за этого чуть не разразился скандал! Дочери советского дипломата побираются на улице! Аросев был в отчаянии, не понимая, что это было просто первое театральное выступление...

Когда Аросевы вернулись в Москву, девочки пошли в немецкую школу на Кропоткинской улице. Они жили как принцессы, их возили на занятия на «роллс-ройсе». В квартире была большая терраса, зимой отец заливал там маленький каточек, чтобы они катались на коньках. Часто девочки бегали на каток в сад «Эрмитаж» со своими друзьями: Егорушкой Щукиным, сыном актера Бориса Щукина, и будущим спортивным комментатором Колей Озеровым.

Но внезапно счастливое детство закончилось — их отца арестовали. Наташа, будучи уже взрослой, жила отдельно, а девочек взяла к себе в коммуналку мама. Вот как поворачивается жизнь! Им, бедняжкам, пришлось осенью в Петровском парке собирать листья и набивать ими матрасы, чтобы спать на полу за шкафом.

Отец Ольги Аросевой Александр Яковлевич, 20-е годы. Фото: из архива семьи Аросевых

— Война застала сестер в Москве?

— Они очень дружно жили. И решение остаться в Москве приняли вместе. Оле не было еще шестнадцати. Наталья ушла на фронт переводчиком. Их мама уехала в эвакуацию с семьей, оставив мешок сухарей и записку, где умоляла дочек приехать. Но они не послушались. Конечно, им было трудно и голодно жить одним в Москве. Они часто дежурили на крыше, гасили фугаски в ящиках с песком. Когда объявляли воздушную тревогу, Лена бегала со всеми прятаться в метро, а храбрая Оля оставалась ждать ее на скамейке у входа в подземку. Оля брала паспорт Лены и шла сдавать кровь, чтобы получить паек.

Вскоре Лена поступила в театральное училище, а Олю без аттестата не приняли. И она после восьмого класса стала учиться в цирковом училище, но все равно все мысли ее были о театре. Когда журналисты спрашивали ее, уже известную актрису, как она пришла в искусство, остроумно отвечала: «Ногами по проволоке! И до сих пор на ней хожу».

— Ольга Александровна рассказывала, что дважды спасла сестру...

— Это правда.

В один из дней Лену с ребятами из училища послали рыть окопы в Орловскую область, младшая сестра увязалась за ними. И вдруг их начали бомбить немцы. Причем Оля рассказывала, что мессершмит летел так низко, что она сумела рассмотреть лицо фашиста за штурвалом. «Он был молодой, светлоглазый, спокойно расстреливал в упор ребят. Около меня пули свистели так, что пыль взлетала, было очень страшно».

Они добежали до железнодорожного вокзала. Посредине площади стоял общественный туалет, Лена предложила: «А давайте спрячемся в туалет, вокзал будут бомбить, а его не тронут». Оля возразила: «Нет, лучше здесь в тепле помру, чем там в говне». А после налета выяснилось, что как раз этот туалет и разбомбили. Так благодаря Оле они остались живы. Спустя годы Театр сатиры поехал в Орловскую область на гастроли. Актриса Аросева вышла из поезда и увидела на площади вместо того самого туалета маленький бассейн...

Второй случай произошел в Москве. Лена с Олей жили на углу Дмитровки, в комнате подруги. Как-то возвращались с каких-то занятий. На улице Горького у Центрального телеграфа стояла большая очередь за изюмом. Лена обрадовалась: «Давай встанем в очередь, сахара по карточкам дают мало, а изюма все-таки не сто грамм, а двести». Но Оля схватила ее за руку и потащила прочь: «Нет, нам срочно нужно домой». Только они зашли в дом, как в эту очередь попала бомба...

— Сестры, несмотря на трудности, продолжали учиться?

— Да. И не только учиться. В Москве продолжали работать театры, и они смотрели спектакли с галерки. Встречаясь уже в последние годы, часто вспоминали, какие дивные пирожки с морковкой ели в буфете Театра Немировича-Данченко. Я знаю, что они дружили с Марией Бабановой, ведущей актрисой Театра Революции. Она приглашала девчонок в гости. Они сидели в ее гостиной за круглым столом и пили чай с сахаром. Сестры восхищались ее талантом, даже стригли челку, как у Бабановой.

Когда закончилась война, девочки чудом попали на салют в честь Победы на Красной площади. Оле было почти 20 лет, а Лене 22 года. На Красную площадь пробиться было невозможно, вся Москва стекалась туда. У Лены в группе был актер, очень высокий, с огромными ручищами. Он, вытянув их вперед, громко закричал: «Расступись! У меня руки в масле и мазуте!» А публика была красивая, все нарядно одетые. Услышав крик верзилы, все шарахнулись в стороны. И маленькая стайка студентов таким образом протиснулась на Красную площадь. Рядом с «Националем» было американское посольство. Его окна были распахнуты, на подоконниках, свесив ноги, сидели солдаты и с восторгом ждали, когда начнется салют.

Оля к тому времени уже была студенткой Московского городского театрального училища. Там учились знаменитые актеры Лидия Смирнова, Евгений Лебедев. Однокурсницей тети Оли была Вера Васильева, звезда фильма «Сказание о земле Сибирской». Кузя — так ласково прозвали ее однокурсники — была воплощением чистоты и непорочности: свежа, как роза, румяная, с ямочками на щеках. Тетя Оля в книге описывала эпизод, как она обсуждала в коридоре с однокурсниками, как получить для вечеринки водку по карточкам, а Вера в это время, проходя мимо, полюбопытствовала, о чем говорят. «Кузя, отойди, ради бога», — отогнали они ее, чтобы чистоты не нарушить. И самое удивительное, что потом тетя Оля вместе с Верой Васильевой проработали в Театре сатиры больше шестидесяти лет...

— А как сестры в разных городах оказались?

— После войны их разбросало по разным городам. Мама уехала в Брест-Литовск, а потом ее пригласили в Вильнюс в Русский театр, где она работала вместе с Элиной Быстрицкой, они приятельствовали всю жизнь. А уже в 1957 году известный режиссер Владычанский набирал новую труппу в Омский академический театр драмы. Борис Михайлович Каширин, мой папа, приехал туда по приглашению. Он в свое время окончил театральный институт в Киеве и работал в театре Леси Украинки вместе с Кириллом Лавровым, они всю жизнь дружили.

Борис Каширин (отец Александра Аросева-Каширина) в роли Ивана Грозного, 60-е годы. Фото: из архива А. Аросева-Каширина

А тетя Оля после войны поехала в Ленинград и устроилась там в Театре комедии декоратором. Первой ролью ее была... корова. Тетя двигала ее, как заправский кукловод, невидимая зрителю. Роль была без слов, зато с мычанием. Но она знала все роли наизусть в спектаклях, которые шли в театре. По чистой случайности ей предложили заменить заболевшую актрису. Так во воле случая она стала играть на сцене.

Послевоенный Ленинград почти голодал. Помню, тетя мне рассказывала случай. «Идем с Акимовым по Невскому, очень хочется кушать. Он заходит в ресторан и спрашивает: «Щи у вас есть?» — «Да, щи есть, пожалуйста». — «А они с каперсами?» — «Нет, с каперсами нету». — «Ну тогда не надо! Ольга, пойдем искать щи там, где есть с каперсами».

В 50-е годы тетя Оля поступила в Театр сатиры. Остроумная, веселая и заводная, она считала себя актрисой именно этого театра и никакого другого...

И хотя сестры жили в разных городах, они общались, встречались. Когда я родился, тетя Оля прилетала в Омск. А мы с мамой и папой гостили у нее на даче во Внукове. Первые гастроли омского театра были в Малом театре в Москве. Родители всегда меня брали с собой. Нас встречали на вокзале все: Наташа, Ольга и их единоутробная сестра Галя. Есть фотография, где все сестры вместе, веселые, молодые...

Ольга Аросева в спектакле «Молчи, грусть, молчи...», Театр cатиры, премьера в 1985 году. Фото: пресс-служба Театра сатиры

Мне было годика три, но я запомнил, что тетя Оля — это очень значимый человек, она всегда всеми руководила. Но в то же время она была очень добрая и ласковая. Я так ее и называл — «тетьОль».

Тетя Оля с удовольствием принимала семью сестры, готовила, собирала веселые компании. Я хорошо помню застолья, где все взрослые пускались в воспоминания.

Она рассказывала, что их мама всегда гордилась, что Оля и Лена готовятся стать актрисами. Уже когда младшая играла на сцене Театра сатиры, с удовольствием ходила на все спектакли. Тетя Оля уговаривала ее не делать громких комментариев во время действия. Но едва начинался спектакль, как Ольга Вячеславовна тут же поворачивалась к соседям: «Вы не находите, что эта артистка очень похожа на меня? Посмотрите на мой профиль. Между прочим, это моя дочь!»

— А Елена Александровна ходила в Театр сатиры на спектакли сестры?

— Моя мама очень гордилась, что ее сестра такая известная актриса в Москве. У нас в семье постоянно смотрели «Кабачок «13 стульев», после каждой передачи сестры созванивались и обсуждали пани Монику.

Зрители очень полюбили ее пани Монику, и она тоже любила свою героиню. Она ей напоминала маму какими-то чертами. Например, Ольга Вячеславовна могла поддержать разговор о политике или техническом прогрессе, хотя ни о том, ни о другом не имела четкого представления.

Сестры постоянно общались, обсуждали свои успехи, гастроли, премьеры. Тетя Оля рассказывала сестре про непростые отношения с Плучеком, а мама — о новых ролях и проектах. У них параллельно шли творческие жизни, интересные, разноплановые.

Борис Рунге, Владимир Козел, Спартак Мишулин и Ольга Аросева во время съемок телепередачи «Кабачок «13 стульев», 70-е годы. Фото: Палатник/РИА Новости

— Сестры никогда не играли вместе на сцене?

— Единственный раз они вышли вдвоем на сцену во время юбилейного спектакля мамы в Омске. Играли в постановке «Через много лет...». Речь в пьесе шла про двух сестер, одна жила в провинции, а вторая приехала из Америки. Спектакль шел всего один раз. Они вышли на поклоны, держась за руки, это было очень трогательно. Тетя Оля потом сказала сестре: «Ты моя лучшая партнерша в этом спектакле!»

— Ольгу Аросеву многие в театре вспоминали как неиссякаемый источник энергии и радости...

— Ее обожали гримерши, костюмеры, вахтерши. Она сумками таскала в театр угощения. Шумная, энергичная, без анекдотов и веселых историй не обходилось и пяти минут. Она была дружна с Евгением Весником, Анатолием Папановым.

Папанов ее всегда утешал, если поругивали в какой-то статье: «Леленька, не обращай внимания, им же надо что-то писать, вот и пишут».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не сгинела Не сгинела

«Польша не погибла, покуда мы живы»

Дилетант
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри

Ка работает система доставки препарата для лечения рака мочевого пузыря

N+1
Китайская четверка Китайская четверка

Как оценивают кредитный рейтинг России китайские агентства

Ведомости
Галлиполийский крест Галлиполийский крест

В 1920 году требовалось воссоздать не только Русскую армию, но и её дух

Дилетант
Города и дали Города и дали

Возможно ли «уместить» несколько веков богатой жизни в рамки одной экспозиции?

Дилетант
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
«Усиливать регулирование не нужно» «Усиливать регулирование не нужно»

Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Эксперт
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Атомные города — будущее, в котором уже живут Атомные города — будущее, в котором уже живут

Три города, где плотность идей выше, чем плотность населения

СНОБ
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
Японские ученые создали суперклей для морских глубин Японские ученые создали суперклей для морских глубин

Ученые создали гидрогель, который способен удержать резиновую уточку на скале

ТехИнсайдер
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Самый умный Самый умный

Топ-10 приложений, которые помогут детям лучше учиться

Лиза
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Часы Часы

Самые запомнившиеся часы года: коллаборации, романтика и пасхалки

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Прыжок через стену Прыжок через стену

Как российские флагманские анимационные сериалы 2010-х прорывались в Китай

СНОБ
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
De_Dust 2 и Ярнам: как локации в играх становятся легендарными De_Dust 2 и Ярнам: как локации в играх становятся легендарными

В чем секрет легендарных гейм-локаций? Как удается создавать эти «места силы»?

Maxim
Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад

Ученые обнаружили на острове Сулавеси древнейшие каменные инструменты региона

ТехИнсайдер
За себя и за того хана За себя и за того хана

Иногда монголы помогали русским в их разборках с соседями...

Дилетант
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
«Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске «Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске

Вечная мерзлота, действующие вулканы, множество диких животных — все это Аляска

ТехИнсайдер
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
Регионы не оправдали кредиты Регионы не оправдали кредиты

Счетная палата усомнилась в эффективном использовании кредитов регионами

Ведомости
Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери

Малоизвестные факты об американском писателе Рэе Брэдбери

Правила жизни
Открыть в приложении