Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБКультура

Неподкупное содержание

Текст: Юля Крюкова. Фото: Марго Кирилина

Галерее современного искусства pop/off/art Сергея Попова в этом году исполняется 20 лет. За это время она закрепила за собой флагманские позиции на актуальной арт-сцене, а в 2023 году обзавелась филиалом для расширения работы с наследием классиков российского искусства. «Сноб» поговорил с основателем галереи, искусствоведом Сергеем Поповым о диктате денег в современном арт-мире, инерции массового вкуса и поисках бессмертия в искусстве и за его пределами.

Вы галерист с профессиональным искусствоведческим образованием. Ранее вы говорили, что для успешного ведения бизнеса в сфере современного искусства оно не имеет принципиального значения. Ваша позиция не изменилась?

Скорее всего, я кокетничал и говорил именно в контексте западного рынка — искусствоведческие познания там не обязательны: европейские галеристы растут в правильной среде и могут целиком сосредоточиться на управлении бизнес-процессами, а искусствоведов просто нанять. В России все иначе. В глобальном смысле для нас этот бизнес новый, соответствующей для его полноценного развития среды никогда не было. Галерея pop/off/art была основана 20 лет назад: я зашел в бизнес, когда искусствоведческие знания были принципиальны, и они мне помогли. Сейчас обходиться без этого в бизнесе проще, потому что появилось больше общепризнанных авторитетных имен, которым найдется не так много альтернатив. Список таких художников будут возглавлять Эрик Булатов, Илья Кабаков, Иван Чуйков, Михаил Рогинский. Бизнес-процессы на российском рынке все еще обязательно должны базироваться на искусствоведческой основе — это поможет избежать ошибок.

Наша страна испытывает огромные проблемы с корректным восприятием истории искусства. В России люди воспитываются даже не на картинах Шишкина и Айвазовского, а на салонной живописи типа Юлия Клевера или соцреализме как приоритетных для покупки работах. Это влияет на рынок: большинство его участников не учится видеть флагманов искусства, вкус остается «подвешенным». Сомневающихся много. Речь не только о новых коллекционерах, но и о людях на уровне директоров региональных музеев. Профессионалов, которые являются «инстанцией вкуса», в том числе искусствоведов, никто не слушает. Приходится тратить много усилий, чтобы доказать: экспертность является принципиальной, смыслообразующей для рынка.

Обозначенные вами проблемы касаются только России или можно провести параллели в разрезе международного опыта?

Наш набор проблем похож на ситуацию в Восточной Европе, с которой мы переживали аналогичные общественно-политические процессы. Тот же дефицит экспертности, обстоятельства «разорванной» истории искусства переживают и молодые рынки глобального Юга, в первую очередь Индии, Китая, арабских стран.

На европейском рынке, передовом в сфере искусства, царит абсолютная власть экспертизы. Мы понимаем, за счет чего она складывалась: музейной культуре в Европе несколько сотен лет. В этом плане, казалось бы, мы Европе не уступаем. Музеи изымают из рынка культурные объекты, возвышают их над всем остальным и тем самым создают ориентиры. Как раз здесь самая большая проблема: музеи у нас есть, но что туда попадало на протяжении XX века, вызывает большой вопрос. Если представлять историю искусства XX века в общих чертах — у нее модернистская сердцевина. То, чем занималась Третьяковская галерея и остальные наши музеи в период Советского Союза, это откровенно антимодернистские стратегии. Вторая часть проблемы — кризис авторитетной легитимной критики, которую нам так и не удалось наработать. Когда критика коррумпирована и некомпетентна, разрушается система, позволяющая отделять важное от второстепенного. В начале нулевых эти процессы в нашей стране вы страивались намного лучше, чем сейчас.

Вы сказали, что сейчас мнение профессиональных искусствоведов не всегда приоритетно. В таком случае что в большей степени влияет на рыночные процессы?

Арт-рынок многие вопросы стал решать деньгами. Это можно наблюдать не только в России. Если работы какого-то вторичного художника хорошо продаются, рынок вынужден с этим считаться. Возьмем, например, Анну Вейант, которую продвигает влиятельнейшая галерея Gagosian — совершенно очевидно, что этой фигуры в принципе не должно быть на территории современного искусства. Популярность художницы зашкаливает за счет вложенных в нее финансов, и мнение искусствоведов становится неважным. Другой хороший пример — арт-рынок Китая. Там много наглых, рукастых, но совершенно бессмысленных с какой-то контекстной точки зрения художников, абсорбирующих большие деньги на рынке, что позволяет им становиться влиятельными фигурами. Сам китайский рынок в мировом масштабе продвигает много вторичных трендов, которые за счет гигантского объема влитого в них капитала устанавливают какое-то свое управление. В этом отчасти можно упрекнуть и американский рынок: на нем тоже есть диктат денег, но все же власть экспертизы там гораздо сильнее.

Если подводить под этим какой-то итог, я поделил бы искусство и культуру в целом на более коммерческую и более неподкупную с точки зрения содержания. В мире, в том числе и в России, идет борьба между этими полюсами. В искусстве можно обозначить это противостояние в глобальном рынке на уровне, скажем, с одной стороны, Герхарда Рихтера и Дэвида Хокни, с другой стороны — Джеффа Кунса и Дэмиена Херста. Последних я вполне уважаю, они как раз идеально выражают тренд на коммерциализацию и программно заявленную вторичность — эффектную визуальность, за которой следуют большие коллекционеры. Я бы предпочел, чтобы на «вершине Олимпа» были другие художники, но кто я такой, чтобы противостоять гигантскому количеству денег, вливаемых в коммерциализированных художников за счет рекламной индустрии на протяжении 30–40 лет?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Невидимые миру Невидимые миру

Жён советских лидеров часто называли «первыми леди СССР». Но это были лишь слова

Дилетант
Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака

Как ученые доказали результативность наночастиц золота для борьбы с раком

ТехИнсайдер
Обновить страницу Обновить страницу

Именитых писателей все сильнее теснят промпт-инженеры человеческих душ

СНОБ
Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков

Как распознать, что вы переписываетесь с нарциссом? Вот семь признаков

Psychologies
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Как заниматься анальным сексом, как подготовиться и что делать, если вам не понравилось Как заниматься анальным сексом, как подготовиться и что делать, если вам не понравилось

В чем секрет удачного анального секса? Как получить от него удовольствие?

Psychologies
Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь» Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь»

Ирина Безрукова: секреты ухода за собой и любовь к орхидеям

Здоровье
Миллиард долгов: как бывший партнер Усманова пытается продать кризисный «Эвертон» Миллиард долгов: как бывший партнер Усманова пытается продать кризисный «Эвертон»

Долги «Эвертона» превысили 1 млрд фунтов, из-за чего его не могут продать

Forbes
Премудрость букв Премудрость букв

Чтобы прочесть текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык

Вокруг света
Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать

Способы путешествовать, которые удивят даже заядлых туристов

ТехИнсайдер
«Все полюбили лицо, а не искусство»: Егор Зайцев — о Борисе Рыжем «Все полюбили лицо, а не искусство»: Егор Зайцев — о Борисе Рыжем

Борис Рыжий: понимаем ли мы, что стоит за любимым лирическим героем?

РБК
Разворот к человечности Разворот к человечности

Выход из социально-политического кризиса лежит в новом взгляде на человека

Монокль
Шахматы с удочкой Шахматы с удочкой

Насколько появление доступных эхолотов изменило процесс рыбалки

ТехИнсайдер
На озеленение Красноярска: как устроен внебиржевой рынок «народных» облигаций На озеленение Красноярска: как устроен внебиржевой рынок «народных» облигаций

В чем особенность народных облигаций и почему они выгодны государству

Forbes
Как анализировать кино? Сохраните эту простую инструкцию! Как анализировать кино? Сохраните эту простую инструкцию!

Анализ фильмов — это процесс за рамками простого просмотра. Вот что нужно учесть

ТехИнсайдер
Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы

Собираем все разбитые надежды геймеров.

Maxim
Такой простой и трудный ЗОЖ Такой простой и трудный ЗОЖ

Точного определения того, что означает ЗОЖ, практически не существует

Здоровье
От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024 От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024

Рейтинг самых высокооплачиваемых шоураннеров 2024 года

Forbes
Нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов: каким был Иван Тургенев Нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов: каким был Иван Тургенев

Иван Тургенев — нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов

СНОБ
Сделано в Питере. Сделано по-питерски… Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

Монокль
По кругу По кругу

На краю деревни, среди леса стоит дом, в который хочется привести каждого

Seasons of life
Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна в автомобиле Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна в автомобиле

Все о раздаточной коробке: назначение, виды, неисправности

РБК
Страна красивых мужчин и дорогой жизни: как и зачем россияне едут в Южную Корею Страна красивых мужчин и дорогой жизни: как и зачем россияне едут в Южную Корею

Чем Южная Корея привлекает россиян, как получить там рабочую визу?

Forbes
8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус» 8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус»

«Битлджус» — фильм, который открыл для нас невиданный мир черных комедий

Maxim
Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать

Можно ли навредить себе эфирными маслами?

VOICE
Погода в доме: как знаки зодиака влияют на атмосферу в семье Погода в доме: как знаки зодиака влияют на атмосферу в семье

Как знак зодиака может повлиять на отношения внутри семьи?

VOICE
Вы поразитесь, сколько людей проживало в Древней Греции! Узнайте интересные факты Вы поразитесь, сколько людей проживало в Древней Греции! Узнайте интересные факты

Можно ли оценить население Древней Греции?

ТехИнсайдер
Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым

Андрея Максимова все чаще можно встретить в главных кино- и сериальных проектах

СНОБ
4 явления, с которыми вы обязательно столкнетесь на сеансах у психолога 4 явления, с которыми вы обязательно столкнетесь на сеансах у психолога

Что происходит с нами во время работы с психотерапевтом?

Psychologies
Что следует делать и как ни в коем случае нельзя поступать, если ты узнала об измене Что следует делать и как ни в коем случае нельзя поступать, если ты узнала об измене

Как не наломать дров, пока пытаешься справиться с болью от измены партнера

VOICE
Открыть в приложении