«Полевые биологи в лицах»
Каково изучать мант в естественной среде обитания
Не все биологи трудятся в лабораториях. Многие из них, невзирая на порой суровые условия, изучают растения и животных в естественной среде обитания. В книге «Полевые биологи в лицах» (издательство «АРХЭ») писательница Ольга Арнольд рассказывает о жизни и работе людей, которые проводят большую часть времени в дикой природе. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о женщине, которая оставила университетскую жизнь ради изучения океана.
Глава 12. Андреа Маршалл Королева мант
Вообще-то говоря, молодому морскому биологу Андреа Маршалл не слишком нравится, когда ее называют «Королевой мант». Или она так говорит, чтобы избежать неловкости — кто же тогда те, кто работает вместе с ней? В одном интервью она как-то пожаловалась, что это прозвище прилепилось к ней благодаря одноименному фильму ВВС, и пообещала, что скоро появится фильм о Рыцаре китовых акул и Принце планктона. Пока не появились.
Как же это редко бывает, чтобы ученый, не достигший еще 30 лет, совершил эпохальное открытие в науке! Тем более, женщина. Андреа — редчайшее исключение, может быть, единственный случай в своем роде. Лично я о докторе Маршалл и ее открытиях узнала еще до знаменитого фильма, из дайверского журнала «Предельная глубина». Автор статьи назвал ее «амбициозной» (наверное, это просто неудачный перевод с английского, — у слова ambitious есть и другое значение, целеустремленный). Нет, Андреа вовсе не амбициозна, люди амбициозные не поступают так, как Андреа — не бросают устроенную университетскую жизнь в благополучной Калифорнии ради захудалого поселка в нищем Мозамбике (правда, между Америкой и Африкой в ее творческой судьбе была еще Австралия). Андреа просто очень целеустремленный человек, причем, с самых ранних лет. Ей было всего пять лет, когда она решила, что будет изучать акул. Родители тут были ни при чем — девочку вдохновляли документальные фильмы и книги о природе. И наибольшее впечатление на нее произвели работы исследователей океана, особенно командора Кусто и американок Сильвии Эрл и Юджинии Кларк, о которых в нашей стране мало кто знает. Сильвия Эрл — океанограф, защитник окружающей среды, писательница. Она участвовала более чем в 100 морских экспедициях, причем некоторые из них возглавляла, провела в различных подводных аппаратах более 7000 часов, установила рекорд глубинного одиночного погружения на исследовательской субмарине, сконструированной ее мужем Грэмом Хоксом. Ихтиолога Юджинию Кларк часто называют «Акулья леди». Известность ей принесли работы по изучению ядовитых тропических рыб и поведения акул. Она была одной из первых, кто использовал дайвинг в научных целях.
Андреа научилась нырять с аквалангом еще в детстве, в 12 лет она получила первый дайверский сертификат, а к 30 годам на ее счету было уже несколько тысяч погружений. Кроме того, она приобрела квалификацию технодайвера — то есть она может погружаться на большую глубину, используя различные газовые смеси. Это сложная подводная специализация и физически тяжелая, особенно для хрупкой девушки. В 16 лет Андреа также прошла профессиональный курс подводной фотографии; ее учителем стал знаменитый подводный фотограф Том Кемпбелл. Судя по ее работам, она оказалась более чем достойной ученицей. Таким образом, получив образование по специальности «морская биология», она была полностью готова к тому, чтобы изучать водные организмы в их родной среде. Кстати, и в выборе университета тоже проявился ее решительный характер. Начав учиться в родной Калифорнии, она продолжила обучение в Брисбене, столице австралийского штата Квинсленд. В американской системе высшего образования ее не устраивало то, что у студентов совершенно отсутствует самостоятельность и возможность выбора, они должны делать то, что им велят преподаватели. Австралийская система обучения гораздо мягче и гибче, там приветствуется творческий подход. Ее куратором стал профессор Майкл Беннет, сотрудничество с которым продолжается до сих пор.
В какой-то момент у Андреа немного поменялись приоритеты — акулы уступили место мантам. В 2003 году Андреа поехала в Южную Африку волонтером, изучать больших белых акул. Кто-то из знакомых дайверов рассказал ей о местечке у южных берегов Мозамбика, где можно встретить великое множество мант. Она тут же села на самолет в Йоханнесбурге, полетела туда... И влюбилась в мант. Впрочем, акулы и скаты (а манта — самый большой из скатов) близкие родственники, и те, и другие относятся к классу хрящевых рыб.