Концерт по заявкам
В «Гоголь-центре» состоялась премьера спектакля «Спасти орхидею» в постановке Владислава Наставшева, где камерная история одной рижской семьи обрела формат ностальгического музыкального действа и выросла до масштабов нового театрального мифа.
Его зовут Влад. Он грустный и одинокий. На нем синяя шапочка со словом Sport и очки со сменными стеклами: то темные от солнца, то обычные с диоптриями, чтобы задумчиво глянуть в зрительный зал и никого там не узнать. Он все время на коньках. Ощущение полета, беспрерывного движения и постоянный страх упасть, грохнуться у всех на глазах. Позорно, страшно, стыдно. Под ногами у него лед. Вечный лед. С погодой не повезло. Что в Москве, что в Риге. Всю дорогу за спиной идет дождь или снег, который сыплет и сыплет. Медленно и совсем не мелодраматично. Где-то там, за окном. В другой жизни. С ним сживаешься, как с некоей данностью времени, места и судьбы. Лишь в считаные мгновения в стылом воздухе сверкнет конфетти, от которого потом останется горстка праздничного мусора на белом льду. Было и прошло. Едем дальше…
«Спасти орхидею» – четвертый спектакль русского рижанина Владислава Наставшева в «Гоголь-центре». Он здесь прижился, он здесь свой. Его любит публика. Он сам обожает Москву. Без этого тока взаимной нежности, которую постоянно ощущаешь на его спектаклях и концертах, не смогла бы состояться и нынешняя премьера. «Орхидея» вся про любовь. Про жажду любви. Было еще два автобиографических спектакля в Новом Рижском театре – «Озеро надежды» и «Озеро надежды замерзло», – имевших прекрасную прессу, отмеченных разными наградами и призами. Но привезти их в Москву так и не удалось.
Помню, как Лайма Вайкуле, которой при мне случайно попалась на глаза программка на латышском языке спектакля «Озеро надежды замерзло», грустно вздохнула: «Как это красиво звучит, и насколько это сейчас про меня». На самом деле это про всех нас. И еще про всех, у кого есть мамы и бабушки. Кто не понаслышке знаком с драмой старости и ветхости, кто помнит звук тонометра с надувающейся манжетой и скачущими цифрами давления. Кто знает, что такое остаться совсем одному. Без них – телефонных звонков и долгих разговоров ни о чем. Без нескончаемых поучений, от которых лень и неохота отмахиваться, а проще сразу на все согласиться и повесить трубку. И так изо дня в день, из года в год… Но ведь и это когда-нибудь кончится. И Влад Наставшев это знает. И Кирилл Серебренников, ставший инициатором спектакля «Спасти орхидею», тоже. Собственно, это была его идея – свести два разных спектакля, два жизненных сюжета в одну театральную повесть без антракта, где есть мама, бабушка, собака Муза и еще таинственный незнакомец-искуситель в такой же синей шапочке, как и наш герой, который бесконечно произносит текст чеховской «Чайки». Он здесь и за Треплева, и за Мировую душу. Босоногий соблазн, маячащий поблизости. Кажется, стоит только протянуть руку, и он тут как тут. Двойник – не двойник. Друг – не друг. Скорее смутный объект желаний. Риналь Мухаметов играет того, кем хотел бы стать и никогда не станет главный