Игра вдолгую
24 мая 1964 года в газете The New York Times вышла статья «Когда искусство становится современным?». Ее авторы размышляли о том, что такое актуальное искусство и чего оно стоит. Спустя 60 лет эти вопросы все еще занимают общество — поменялся разве что сеттинг. Проект «Сноба» «Игра вдолгую» не первая и очевидно не последняя попытка понять, что значит современное искусство сегодня, займет ли оно свое место в вечности и, главное, почему нас это волнует.
Образы из искусства давно ушедших эпох для нас узнаваемы и каноничны, высказывания актуальных художников любопытны и концептуальны. И то и другое — притягательно, даже если не всегда понятно. В современном обществе считается: сохранение и приумножение культурных ценностей — задача мирового масштаба, а посещение музеев, включенность в текущую интеллектуальную повестку — хороший тон, как и базовые знания хрестоматийных образцов из классики. Но будем честны, искусство нам не нужно: если бы человечеству экстренно понадобилось покинуть планету Земля и встал бы выбор, взять на борт космического корабля запас воды и пищи или, допустим, метопы Парфенона и Гентский алтарь Яна ван Эйка, ответ был бы очевиден. И тем не менее.
Одна лишь мысль о том, что все творения художников прошлого и настоящего вдруг разом исчезли бы из нашего мира, похожа на кошмар. Что же такого в этом самом искусстве? Ответов может быть множество, и у каждого он будет своим. Homo sapiens — существа, ограниченные в пространстве и времени, что и