Сменить колею: что не так с транспортной политикой в России
Сейчас основная часть вложений в транспортную инфраструктуру идет на ее поддержание, а не развитие, новые же проекты страдают от частого пересмотра уже принятых решений. Механизмы привлечения инвестиций в отрасль нужно менять, считает вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Горовая
Российские власти регулярно подтверждают планы по модернизации транспортной инфраструктуры, действует целый ряд госпрограмм в этой сфере. Однако в большинстве мировых рейтингов Россия по развитию транспортной системы пока занимает очень низкие позиции: 99-е место по качеству автодорог (рейтинг Всемирного экономического форума), 74-е место по индексу качества инфраструктуры и 75-е место в рейтинге эффективности логистики (оценки Всемирного банка). Остается очень низким показатель протяженности дорог высших технических категорий. В России таких дорог всего 6 800 км, в то время как в Китае – 149 600 км, в США — 95 900, в Канаде — 17 000 км.
Проблема в том, что при нынешнем уровне инвестиций — около 1,3 трлн рублей в год за счет всех источников — достичь уровня лучших мировых показателей невозможно. По доле инвестиций в транспорт в ВВП Россия отстает от среднемировых значений почти в 1,5 раза, а от развивающихся стран, на которые нам скорее стоит ориентироваться — в 2-3 раза. В развитых странах пик вложений в транспортную инфраструктуру наблюдался лет 15-20 назад, а в таких развивающихся экономиках, как Китай и Индия, он наступил в последние лет пять.
Кроме того, в российских условиях порядка 70% средств идет на то, чтобы привести дороги, мосты и другие объекты в соответствие с требованиями безопасности, а новых прорывных проектов очень мало. Такой перекос объясним — в течение многих лет отрасль не получала необходимого финансирования. Тем не менее, без нового строительства не удастся на равных конкурировать с другими странами, прежде всего за транзитные потоки грузов. Уже много примеров, как бизнес находит альтернативные маршруты в обход России. Еще в 2019 году был запущен новый железнодорожный коридор между Европой и Китаем, через Турцию, построенный в рамках китайской стратегии «Один