Проблема домашних ангелов: как «тирания милоты» мешает гендерному равенству
Традиционная культура веками навязывала женщине идеалы кротости, жертвенного служения и смирения, роль домашнего ангела, сладость подчинения. Разве женщины не должны быть милыми? Да, от них ждут этого — и это дурацкие ожидания, считает Хелен Льюис , рассказывая историю женского движения в книге «Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах».
Феминизм всегда будет неудобным. Его цель — репрезентация половины человечества, трех с половиной миллиардов (это число уточняется) представителей разных рас, классов, происхождения и вероисповедания. Феминизм сущностно революционен, он бросает вызов фундаментальным основам общества. Он имеет глубоко личную окраску, освещает самые интимные переживания и перипетии личных отношений. Он отвергает разделение общественной и частной сфер. Он проникает всюду, от парламентских залов до супружеской спальни. Он не игнорирует ни один аспект нашей жизни. Феминизм — это и теория, и практика. И видит бог, как он сложен. Он отвергает простую категоризацию и лежащие на поверхности ответы. Феминизм всегда требует мысли, аргументации и согласия в его собственных рядах, прежде чем обратить свои силы на весь остальной мир. Нужно иметь четкие цели, поддержанные общим консенсусом, иначе все сведется к бесконечным и безобразным спорам о приоритетах. Нужны лидеры, которые не станут тиранами. Нужны последователи, которые тратят время на борьбу с угнетением, а не друг с другом. Все это чрезвычайно сложно.
Есть еще одна проблема, присущая только феминизму. Это движение, осуществляемое женщинами и во имя женщин. А чего мы ждем от женщин? Совершенства. Доброты. Самоотверженности. Мы волнуемся, как бы женщины не «заполонили все». Мы неодобрительно считаем женщин-первопроходцев «проблематичными», потому что они придерживаются взглядов, типичных для их эпохи. Мы придирчиво выискиваем слабости феминизма, точно хотим убедить себя: женщины не могут прыгнуть выше головы. Тех, кто бросает вызов авторитетам или стремится к власти, мы называем мужеподобными, многословными, наглыми, эгоцентричными. Мы обвиняем их в том, что они «продвигают себя» или «хотят казаться лучше, чем они есть». Феминисткам достается вдвойне: назовите любую пионерку этого движения, и тотчас найдутся те, кто ее ненавидит, в том числе среди феминисток. Критик Эмили Нуссбаум описала эту проблему так: «Тебя ставят на пьедестал, и весь мир пытается заглянуть тебе под юбку».
Время, которое я провела с моим собранием Неудобных женщин, было полезным. Я избавилась от привычки смешивать любовь с восхищением. Достижения Мэри Стоупс меня восхищают, но я признаю, что ее тексты ужасны. Я восхищаюсь суфражистками, но очень неоднозначно отношусь к насильственным методам. Меня восхищает Джаябен Десаи, хотя ее протест провалился, и Эрин Пицци, хотя она могла бы выбрать себе компанию получше. Все эти женщины вписаны в историю феминизма не вопреки своим недостаткам, а потому, что мы все несовершенны. Мы должны сопротивляться современному позыву выбирать между двумя крайностями: приукрасить или отвергнуть. История всегда интереснее, если она сложная. Стирая недостатки и неудобную