Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов
Если интернет заменил нам телевидение, то подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио (а отчасти — лекций и аудиокниг). По просьбе Esquire в рамках совместного проекта с сервисом «Яндекс.Музыка», который в этом году отмечает десятилетие, журналист и главный редактор сайта Podcasts.ru Эдуард Царионов рассказывает, как сквозь взлеты и падения подкасты вышли из подполья и образовали целый новый рынок в России.
В начале 2010-х не такая уж большая часть русскоговорящей аудитории знала, что такое подкасты в принципе. А сейчас этот рынок в России и мире разросся настолько, что если мы говорим о контенте, который слушают, то имеем в виду разговорные аудиошоу наравне с музыкой. Во многом причиной тому стали новые способы дистрибуции контента — появились удобные платформы и сервисы, которые позволяют слушать интересные выпуски подкастов вперемежку с любимыми музыкальными треками на одной общей площадке, а также появление доступного интернета и развитие гаджетов.
Если на Западе история подкастинга началась гораздо раньше, и к 2011 году в Великобритании людей, слушающих подкасты, было больше, чем пользующихся твиттером, то в России этот рост пришелся именно на второе десятилетие XXI века.
Пока в Америке выходил подкаст Serial, который прослушали более 420 миллионов раз, самым популярным подкастом становился ежедневный проект газеты The New York Times, а студии The Gimlet и сервис Anchor продавались за миллионы и становились часть других гигантов, у нас шли совсем другие процессы, в другом темпе и с другими героями.
Два гиганта
«Подкастинг мертв» — с таким лозунгом 1 января 2015 года был закрыт первый в России подкаст-терминал Rpod. Он просуществовал десять лет и на протяжении трех из них был единственной площадкой для только-только зародившегося явления — подкастов.
Создал его радиоведущий, голос «MTV Россия» Василий Стрельников. Как он рассказывал в интервью HWP в 2006 году, все началось с «Пиратского радио» — интернет-радиостанции, которая выходила в эфир из его спальни. Стрельников транслировал свою авторскую передачу и музыку без лицензии каждое воскресенье, поздно ночью по московскому времени. Вскоре поклонники Стрельникова стали жаловаться, что из-за разницы в часовых поясах они вынужденно пропускают программу или слушают ее на работе. Собственно подкастинг эту проблему решал.
RPod.ru быстро набрал популярность среди продвинутых пользователей интернета тех лет. Сайт позволял загрузить свои аудиодорожки, дать им названия, описание, установить обложку, сформировать RSS-ленту. Подкасты можно было добавлять в избранное и скачивать, а все новые выпуски появлялись на главной странице.
Подкасты не подвергались цензуре. Основатель одного из самых долгоиграющих российских подкастов, «Радио-Т», под ником Umputun рассказывает Esquire:
«Это было какое-то открытие глаз. Оказывается, и так можно было. До того как я познакомился с подкастами, я слушал и радио, и разные передачи. Однако вот такой свободный разговор ведущего со слушателем мне показался глотком свежего воздуха. Насколько я понимаю, многие тогда почувствовали то же самое».
Для того чтобы делать подкасты, не нужно было получать лицензию на вещание, проходить модерацию или покупать дорогостоящее оборудование. Доступность и открытость площадки быстро привели к тому, что на сайте, с одной стороны, часто появлялись новые лица и интересные шоу, а с другой, большая часть контента была, как говорит сам Стрельников, «шлаком»: «Мы, конечно, следили, чтобы не было экстремальных каких-то историй, чтобы не нарушались права на музыку, но кроме этого — ничего не трогали. Философия была такая: если среднестатистический Ваня из Воронежа хочет выложить подкаст про то, как ему позвонили из военкомата, — это его право».
Свободный проект Стрельникова был безальтернативен. Пока не пришел PodFM.
В марте 2008 года продюсер центра «Ройбер» Максим Спиридонов объявил о запуске новой подкаст-платформы. По сравнению с начинанием Стрельникова, который запускал площадку для себя, своих слушателей и для продвижения подкастов в России, PodFM был коммерческим проектом.
«Мы стараемся „ловить тенденции“, понимать, чего ждет рынок, чего ему не хватает и почему, — рассказывал Спиридонов в интервью сайту „МирТесен“. — Летом 2007 года мы, определяя планы по запуску разработки новых сайтов, выяснили, что в нише русскоязычного подкастинга есть место как минимум для еще одного крупного проекта, который будет иметь очень высокие шансы на успех — как в среде пользователей, так и с финансовой точки зрения».
PodFM повторял все функции Rpod, но добавлял туда редакционный подход. На сайте постоянно формировались разные подборки и топы: «Новинка», «Подкаст недели», «Сегодня в эфире». Но самую большую роль играла вкладка «Сделано на PodFM». PodFM активно приглашал туда самых топовых подкастеров, а взамен просил упоминать сервис в их выпусках.