Антидепрессанты: да или нет?
По последним оценкам ВОЗ, сегодня более 200 миллионов человек в мире борются с депрессией – и цифра ежегодно растет. Автор книги «Из депрессии. Выход рядом» Анастасия Максимова разбирает в деталях главное «оружие» против этой болезни.
Времена, когда самым действенным лекарством от «хандры» была фраза «Пойди поработай – всё как рукой снимет», конечно, остались в прошлом. И тем не менее совет в духе «Ты просто улыбнись» некоторые до сих пор считают бесценным. Но спасибо и за то, что сегодня уже не стыдно признаться, что ты ходишь к психотерапевту или принимаешь антидепрессанты, хотя вокруг последних всё еще существует огромное количество мифов. Давай разберемся и выясним, какие антидепрессанты вообще бывают (да, они разные), как работают и к чему нужно быть готовой, если ты начала их принимать.
Что нам предлагают и как это работает
Самые распространенные сейчас препараты – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и норадреналина (СИОЗСН). Не очень понятно? Сейчас объясним.
Нейроны выглядят как звезды: у них есть тело (сома) и два типа отростков – дендриты и аксоны. Аксон напоминает очень длинную руку нейрона, которая тянется до следующего нейрона. Но соприкасаться им нельзя – социальная дистанция! Между ними остается зазор, так называемая синаптическая щель, куда нейрон выделяет специальные вещества – нейротрансмиттеры: например, серотонин, дофамин, норадреналин и некоторые другие. Благодаря им мы и испытываем чувство, которое называем счастьем. Чем дольше «хорошие» нейротрансмиттеры находятся в синаптической щели, тем дольше мы остаемся в приподнятом настроении. Но наш мозг тот еще жадина: через время нейроны «втягивают» нейротрансмиттеры, и положительные эмоции притупляются. Это называется обратным захватом. Его и задерживают СИОЗС, заставляя серотонин дольше находиться в синаптической щели, перекрывая ему обратный путь. Именно такие препараты чаще всего назначают «начинающим», но они далеко не единственные в списке.
Первыми врачи стали использовать ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО) и трициклические антидепрессанты (ТЦА). Их случайно изобрели еще в 1950-е.
ИМАО «родились» в процессе поиска лекарства от туберкулеза: врачи обратили внимание, что один из препаратов обладал интересным «побочным эффектом». Пациенты, которые его принимали, лучше ели, спали и в целом всегда пребывали в хорошем настроении. ИМАО угнетают моноаминоксидазу – фермент, который разрушает норадреналин, серотонин и дофамин.