«В порядке порой скрывается истинное безумие». «Ширли» — байопик об одной из самых недооцененных современниками писательниц XX века
На фестивале американского кино в Москве был показан фильм «Ширли» Жозефины Деккер, который выходит в прокат в ноябре. Рассказываем, чем кинопортрет писательницы Ширли Джексон отличается от сотен других фильмов в этом жанре, и почему ее обязательно надо смотреть
Конец 1940-х. Молодая пара, Фред и беременная Роуз, направляются на поезде в город Норт-Беннингтон штата Вермонт, где их принимает у себя профессор и звезда местного колледжа Стэнли Эйман, доцентом которого Фред является. Эйман — муж Ширли Джексон, недавно прославившейся потрясшим общественность рассказом «Лотерея». Роуз, поклонница книги, мечтает познакомиться с создательницей, и такая возможность предоставляется: пара остается у супругов, пока не найдет жилье.
Впрочем, первое знакомство с Ширли проходит не очень гладко: замкнутая и невротичная, почти не выходящая из своей комнаты, она встречает новых соседей колкостями, открытой агрессией и дымящейся сигаретой в зубах. Двум женщинам, похожим на искаженные отражения друг друга, предстоит научиться ладить друг с другом, что непросто: импульсивная Ширли то подпускает ближе, то отталкивает свою фанатку, а ту переполняет спектр эмоций от немого восхищения до всепоглощающей ненависти.
Жозефин Деккер в интервью утверждает, что включилась в проект уже на этапе готовности скрипта, в который театральный драматург Сара Габбинс переработала роман Сьюзен Скарф Меррелл. Тем не менее, в нем чувствуется энергетика изобретательных инди-драм по ее сценариям: «Масло на замке», «Была ты нежна и прекрасна» и позапрошлогоднего сандэнсовского хита «Мадлен Мадлен». «Ширли», номинально, тоже инди-кино, хоть и с определенным зрительским потенциалом.
Если и искать что-то общее между этими картинами (кроме женских персонажей), то больше всего пересечений обнаружится именно с «Мадлен Мадлен». Там юная актриса, попав в труппу независимого театра, начинает терять связь с реальностью, участвуя в иммерсивной постановке, но именно в хаосе находит возможности разобраться в себе и своих проблемах. В новой работе Декер, цитируя лису из «Антихриста», хаос правит и так же служит связующим звеном между желаемой и объективной реальностью.