Остановки без требований
Русское современное искусство как история препинаний

В ММСИ в Ермолаевском переулке идет выставка «Механизм отчуждения», предлагающая взгляд на историю русского современного искусства не через высказывание, а через его критику. В захлестнувшем нас состоянии перепроизводства и бессилия речи эта точка зрения оказывается неожиданно актуальной.
Эта выставка — совсем камерная (один небольшой зал) — часть большого проекта «Коллекция. Точка обзора». Задача двойная — показать не самые известные вещи из собрания ММСИ и представить определенный ракурс взгляда на историю русского современного искусства. О каком именно ракурсе здесь идет речь, понятно из названия. Отчуждение — одно из ключевых понятий всей модерной культуры. Точнее, это пучок понятий с множеством обертонов: марксистскими, экзистенциалистскими, брехтовскими и прочими. Все эти оттенки здесь мерцают — и ни один не доминирует. В качестве эпиграфа к выставке куратор Ольга Турчина предлагает записанную в 1994 году беседу Иосифа Бакштейна с Андреем Монастырским. Этот разговор задает еще один фокус отчуждения: принципиальная неискренность художника, нежелание высказывать себя, искусство как несообщение.

Монастырский — не то чтобы главный герой, но скорее камертон этой выставки. Единственная знаменитая работа на ней — его объект «Пушка» 1975 года. Это тренажер отчуждения: зритель заглядывает в трубу, нажимает кнопку, тьма перед глазами остается тьмой, но раздается тревожный звонок. Запечатанное в черной коробке событие обманывает ожидание, оставляет в тревоге. Эта ловушка идеально работает вне зависимости от того, сколько раз