«Синдром гуру»: как мы творим себе кумиров
Просветленный, который заботится о нашем духовном благополучии? Или нарцисс, использующий всеобщее обожание и свою власть для удовлетворения не совсем духовных потребностей?
Духовные поиски — занятие благородное, так же как любознательность и желание расширить кругозор. Но на этом пути людей нередко подстерегают ловушки.
Свидетели гуру
«У меня были проблемы в семье. Ляпнул об этом коллеге, и он меня вытащил на лекцию (или проповедь?) человека, которого считал чуть ли не просветленным. Это была смесь из идей буддизма, индуизма, христианства и какой-то эзотерики. Мне все это показалось скучным и поверхностным. Но удивительно, что люди из зала буквально поклонялись этому человеку».
«Как-то я решила углубить свой духовный опыт, съездить в ретрит. Это было очень интересно — несколько раз в день нам читали лекции. Было о чем подумать. Но неприятно поразило в самом конце, когда люди стали выходить и нести ему деньги, подарки, петь песни и всячески боготворить.
Самое странное — хотя я не разделяла их чувств, но, когда весь зал встал в каком-то порыве восторга, у меня на глазах тоже появились слезы. А голос разума говорил: что тут происходит, что за идолопоклонничество? Остался неприятный осадок, как будто важные, правильные слова из его лекций были омрачены этим обожанием».
«Пару лет назад ходила на йогу, она называлась необычно — и записаться туда получилось не с первого раза, все ждали какого-то особенного гуру. Не буду упоминать ни названия, ни имени того, кто вел встречи. Но это все больше напоминало какую-то секту. Все смотрели ему в рот, он любовался собой и много поучал: про веру в себя, свет и открытое сознание. А когда я делала асаны, поправлял и как бы случайно касался груди.