Петр Кабин хочет, чтобы кофе в стаканчиках продавался с бумажной крышкой. Большой бизнес в него не верит. Поверите вы?
К 25 годам Петр Кабин успел поработать с пластиком и бумагой в двух крупных российских компаниях — «Сибур» и Segezha Group, — посетить больше 40 стран и накопить $100 тыс. Эти деньги он вложил в свой стартап «Поликап», который производит и продаёт российскому общепиту бумажные экокрышки для стаканчиков с кофе. К маю 2020 года на бумажные крышки перешли около двух десятков заведений в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Челябинске и Севастополе. Петр Кабин рассказал Inc., как монетизировать тренд на осознанность, а участники рынка — нужна ли им экоупаковка.
Корпорат с идеями
Занимаясь упаковкой в «Сибуре» и Segezha, я параллельно думал, как запустить свой бизнес. В командировках старался подмечать необычное, чтобы потом привезти идею домой.
Например, в Сальвадоре, который называют самой опасной страной в мире, я не увидел практически ни одного полиэтиленового пакета — даже мусорные пакеты в торговых центрах были бумажными. Гватемальцы воду в офисах и фитнес-клубах пьют только из бумажных стаканчиков. В Пакистане полностью запрещены пластиковые пакеты, хотя страна даже близко не входит в список развитых.
Анализируя опыт других стран, за несколько лет я собрал три экопродукта, которые хотел протестировать на российском рынке, — это бумажные стаканчики, пакеты для мусора и крышки для стаканчиков с кофе. После этого я принял окончательное решение, что хочу развиваться самостоятельно, и на позитивной ноте расстался с работодателем.
Я начал тестировать продукты, и за месяц-полтора стало понятно, что к бумажным стаканчикам и пакетам российский рынок пока не готов. С пробной партией стаканчиков я пришел к крупным производителям и дистрибьюторам воды и спросил, насколько этот продукт актуален для них. Компаний, которым понравилась идея, в итоге оказалось слишком мало, чтобы думать о запуске производства.
Бумажные пакеты я показал владельцам торговых и бизнес-центров. Они объяснили, что не перейдут на бумажные пакеты, пока за это не начнёт доплачивать государство.
С крышечками была совсем другая история.
Упаковка формирует имидж
Дело в том, что сейчас на складе любой кофейни хранятся десятки коробок с некачественной упаковкой из пластика. У меня была амбициозная задача — создать продукт, которому не придётся искать замену. Бумажные крышечки можно встретить в некоторых кофейнях Швеции и Германии, но в России до нас их никто не продавал.
Если вы владелец кофейни и сортируете мусор, об этом будут знать единицы. Но если вы смените все крышки на бумажные, клиенты увидят это сразу и поймут, что вы эко.
Бумажные крышки формируют имидж, пока пакеты остаются в тени. А еще за них не придется сильно переплачивать. Для сравнения: бумажная крышка будет стоить дороже пластиковой на 1,5 руб., а бумажный пакет на 10–15 руб. дороже пластикового.
По крышечкам был невероятный отклик. Честно скажу, я воспользовался своим нетворкингом — разослал потенциальным клиентам холодные письма. И не имея на руках почти ничего, смог продать 100 тыс. крышечек за неделю.
Первый заказ сделала сеть кофеен «Груша», владельцы которой — мои друзья. Дальше я составил для себя топ-10 модных московских кофеен и просто им написал. В числе первых откликнулись ребята из «Кофе Бюро». Они взяли на пробу пару тысяч крышек, а после нескольких успешных недель заказали в 10 раз больше. Их зацепила не только экологичность, но и то, что крышечки приятные на ощупь, долго удерживают тепло и не обжигают губы.
Потом сработало сарафанное радио — крышечки заказали в «Салюте», кофейнях «1981» и «Панда Кофе». Благодаря им остаток крышечек из первой партии разлетелся за две недели. Тогда я понял, что продукт выстрелил, — и решил взять паузу уже на полноценный запуск.
Я занимал высокие должности в «Сибуре» и Segezha, поэтому $100 тыс. стартовых инвестиций в проект — мои накопления за время работы. Сумма ушла на запуск, офис, сотрудников, IT-инфраструктуру и закупку материалов на первое время.
Как отходы стали основой всего
Мы производим наши крышечки из багассы. Багасса — это то, что остаётся после отжима сока из сахарного тростника. Изначально ее считали отходом, но сейчас из багассы делают бумагу, картон, стройматериалы и биотопливо. Крышки из багассы полностью разлагаются за 90 дней и при этом не требуют дополнительного компостирования и специальной обработки.
Чаще всего багассу производят в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Иране.
Сырье для наших крышек мы закупаем в Юго-Восточной Азии, а затем поставляем его партнёрам в Китай. На заводе полотна из багассы кидают в воду, дают им размокнуть и затем подают по трубам в термоформовочный аппарат, который отливает крышечки по нашим пресс-формам. После этого их обрезают, сушат, отгружают и отправляют к нам в Россию.