SEO простыми словами. Основы поисковой оптимизации для предпринимателей
В рамки одной публикации невозможно втиснуть всю информацию о поисковой оптимизации. Но изложенного ниже достаточно для того, чтобы разобраться в терминологии и основных механиках SEO, а также осознанно выбрать подрядчика и выстроить с ним продуктивное сотрудничество.
Как это устроено
Индексация и семантика
Сайт появился в сети. Кто на него зайдет первым, не считая владельцев бизнеса и разработчиков? Правильный ответ — никто! Пока мы не сообщим поисковикам о том, что наш сайт существует, он даже не появится в поисковой выдаче.
Поэтому первым делом его нужно зарегистрировать в поисковых системах с помощью Google Search Console и «Яндекс.Вебмастер» (обычно это делают разработчики).
Что происходит дальше? По указанному нами адресу приходит поисковый робот — специальная программа, которая последовательно обходит и изучает страницы сайта, выставляя им «оценки». Этот процесс называется индексация — по ее итогам поисковик понимает, каким запросам релевантен сайт.
Еще один важный термин, который нужно запомнить, — семантическое ядро. Так называют упорядоченный набор слов, их морфологических форм и словосочетаний, которые наиболее точно характеризуют вид деятельности, товары или услуги, предлагаемые сайтом.
Контекст vs SEO
Когда пользователь вводит в поисковой строке какой-либо запрос, поисковик формирует список всех сайтов, в семантическом ядре которых присутствуют соответствующие слова. А затем сортирует эти ресурсы в соответствии с «оценками», которые выставили его роботы.
Индекс поисковой системы — специализированная база данных, в которой поисковик хранит все собранные сведения о сайтах. На ее основе осуществляется ранжирование результатов поиска.
Представьте себе библиотеку, в которой каждой из книг присвоен свой код. Первая цифра определяет жанр книги, вторая — страну ее издания, третья — год написания, четвертая — автора, и т. д. Когда вы попросите библиотекаря найти вам томик французской поэзии XIX века, он воспользуется каталогом. Там он найдет соответствующий жанр, страну и год написания.
Плохой библиотекарь выложит перед вами книги в том порядке, в каком они попались ему на полках. Хороший — первой предложит ту, которая наиболее популярна у посетителей этой библиотеки и выглядит наиболее презентабельно. Растрепанная, с порванными страницами книга будет предложена последней.
Давайте еще немного усложним ситуацию — предположим, что некий автор предложил библиотекарю определенную сумму за то, чтобы первым он презентовал именно его произведение. Тогда самая популярная книга станет второй в списке.
Рекламная выдача или платный поиск (paid search) — добавление сайта на определенную позицию в общем списке за деньги.
Органическая выдача или органический поиск (organic search) — список сайтов в порядке, соответствующем индексу поисковой системы.
Поисковые системы поступают так же — сортируют сайты в выдаче по собственному набору требований, добавляя на страницу поиска рекламу.
Рекламная выдача (чаще используется выражение «контекстная реклама») не обладает «памятью» — пока клиент платит за размещение, реклама показывается пользователям поисковой системы. Закончился бюджет — прекратились показы.
У органического поиска существует инерция — любые изменения на сайте сначала должны быть обнаружены роботами и проиндексированы, и только после этого можно увидеть изменение позиции в поисковой выдаче. С другой стороны — достигнутые с помощью SEO позиции не теряются сразу в случае прекращения работ по оптимизации сайта, как это бывает с контекстной рекламой.
Что влияет на позицию сайта
В примере с библиотекой порядок выбранных книг определялся их востребованностью и состоянием. В случае с сайтами — всё очень похоже. Чем точнее семантическое ядро страницы сайта соответствует запросу и чем полнее она отвечает на заданный вопрос пользователя — тем выше индекс.
Идеальный вариант с точки зрения SEO — отдельная страница для каждого запроса, соответствующего конкретной услуге или товару.
Поисковики стремятся предоставлять пользователям наиболее релевантные (соответствующие запросу) результаты. Кроме того, поисковый робот проверяет, адаптирована ли страница для мобильных устройств и какова ее скорость загрузки, оценивает качество изображений и описаний к ним, достаточен ли цветовой контраст между текстом и фоном.
Требования к качеству сайтов у разных поисковиков отличаются и регулярно меняются. Это означает, что универсального и «единственно верного на все времена» решения не существует.
SEO — комплекс мер по приведению сайта в соответствие с требованиями поисковых систем для улучшения ранжирования в них. Это позволяет повысить позицию сайта в органической выдаче.
Кому нужно идти в SEO?
В термине «поисковая оптимизация» важны оба слова — чтобы было, что оптимизировать, необходимо, чтобы кто-то ввел соответствующий запрос в строке поиска.
Поисковый спрос — сформированный у пользователей запрос на определенную тематику, которая описывает какой-либо продукт, услугу, товар. Определяется набором ключевых слов, соответствующих этой тематике.
В интернете, как и в офлайне, разные товары и услуги пользуются разным спросом. Информацию о покупке смартфонов ищут чаще, чем сведения о техническом устройстве адронного коллайдера, а популярными певцами интересуются больше, чем транспортом XVIII века.
Частотность ключевых слов — это количество поисковых запросов конкретной фразы (обычно за последние 30 дней).
В SEO нужно идти тем, чьи услуги или товары уже активно ищут в интернете, т. е. на них есть сформированный поисковый спрос (некий набор ключевых слов, которые регулярно вбивают в поисковиках). Если же ваш продукт новый, совершенно неизвестный и его пока никто не ищет — SEO использовать просто бессмысленно (нет запросов, по которым поисковая система будет ранжировать сайт в выдаче).
Также SEO бывает невыгодным для сайтов со скромным запасом семантики, по которой можно продвигаться — потому что она чаще всего низкочастотная. За счет оптимизации вы вполне можете продвинуться на первые позиции в выдаче, но из-за низкой частотности трафик все равно будет мал и вложения в SEO вряд ли окупятся.