Подобрать «Ключ»: как IT-бар превратился в сеть коворкингов и растет в пандемию
Офисный рынок столицы пережил пандемию плохо. Многие арендаторы урезали площади и съезжали, вакантность выросла до 11-13%. Почему сеть коворкингов «Ключ» не стала сворачивать развитие вопреки кризису на рынке коммерческой недвижимости и переходу на удаленку?
В декабре этого года в Гостином дворе в 200 метрах от Кремля откроется коворкинг «Ключ». Управляющие надеются, что резидентами станут ведущие люксовые бренды из расположенного рядом ГУМа, а также стартапы и финтехкомпании. Всего в 2021-2022 годах «Ключ» планирует запустить пять гибких офисов (корпоративных коворкингов), утроив свои площади.
Бизнесмены Владимир Масляков и Георгий Голенев посчитали, что время для рывка самое удачное. «Ключ» пытается изменить условия игры и уйти от фиксированных платежей, пользуясь сговорчивостью собственников зданий. Сработает ли такая стратегия?
Рост на 40% в год
По данным JLL, в Москве доля гибких пространств составляет 1,4% от общего объема офисных метров. В ближайшие два-три года этот показатель достигнет 2,5%. Из-за высокого спроса со стороны крупных компаний сегмент растет на 40% в год, говорит руководитель отдела по работе с арендаторами офисных помещений JLL Екатерина Белова. По ее словам, в 2020 году было открыто более 50 000 квадратных метров гибких офисов, с начала года — 30 000, при этом до конца года запланировано еще около 80 000 квадратных метров.
Опрошенные Forbes эксперты среди крупнейших по объему площадей гибких офисов в Москве называют компании SOK, Regus, «Ключ», WeWork, Space 1, Workki, CEO Spaces, Business Club. По данным Knight Frank и JLL, крупнейшим по заявленным площадям является оператор «Ключ»: 47 000 квадратных метров строящихся площадей, 17 000 — действующих.
Выручка компании стабильно растет. В 2016-м, в первый год открытия, выручка «Ключа» составила 21,7 млн рублей, в 2017-м — 98,5 млн, в 2018 году — 144,5 млн. В 2020-м оборот всех площадок составил около 335 млн рублей. В этом году показатель только за первое полугодие превысил 220 млн рублей.
В состав акционеров «Ключа» входят миллиардер Игорь Рыбаков и основатель онлайн-магазина KupiVIP и CarPrice Оскар Хартманн (17%), экс-гендиректор ИК «Открытие капитал» Николай Каторжнов (15%), топ-менеджеры «Ключа» технический директор Владимир Масляков (20%), директор по развитию бизнеса Давид Биниашвили (10%) и генеральный директор Георгий Голенев (10%). Они владеют «Ключом» через кипрскую компанию Wurnanto Limited, которой принадлежит 100% компании.
Партнером по проекту «Ключа» в Гостином дворе выступил один из владельцев недвижимости в здании Гарий Етумян, который вложит в ревитализацию объекта более 1 млрд рублей. «Площадка будет востребована не только как офис, но и как мультимодальное пространство», — уверен генеральный директор «Ключа» Георгий Голенев. Подписание договоров запланировано на октябрь.
«Собственники здания пытались сделать разные продукты и, в общем-то, ничего не доходило до конца, окупаемость всегда улетала в космос, — рассказывает Голенев. — Локация непростая, само здание — памятник архитектуры с сумасшедшей топологией и сложной собственностью (центральная часть, где сейчас Центр вакцинации, принадлежит Росимуществу, а части вокруг нее имеют частных собственников. — Forbes). Любую перепланировку нужно согласовывать с Департаментом культурного наследия. До подписания контракты мы нескольких месяцев делали архитектурно-аналитическую работу».
Ламповый нетворкинг
Идея «Ключа» родилась в подвале жилого дома в центре Питера. Работавшие в сфере IT Аида Фазылова (HR-менеджер в компании по разработке ПО Luxoft) и Татьяна Швецова (front-end разработчик на фрилансе) всегда хотели открыть «ламповый» бар для гиков. Так и случилось в 2012 году — они переехали из Москвы в Петербург и открыли «восьмибитный» KL10CH («Ключ»), где днем проводили лекции и хакатоны, ночью — вечеринки.
«Мы попытались объединить в одном месте все то, чем увлекаемся сами: цифровое искусство, электронную музыку, лекции и мастерские, замешав все это на IT-тусовке», — рассказывает Фазылова. Из-за отсутствия опыта крохотный бар обошелся девушкам «необоснованно дорого» — более чем в 2 млн рублей.
«Бар приносил деньги с самого начала, маржинальность была порядка 15%. Но это не тот бизнес, которым я хотела заниматься всю жизнь», — вспоминает Фазылова, работающая сейчас в Силиконовой долине в Сан-Хосе (Калифорния). Через два года они переехали в помещение побольше, вложив примерно ту же сумму — теперь девушки действовали через знакомых, что позволило им сэкономить.
Еще до переезда, в маленький KL10CH зашел «покодить» финансовый директор инвестиционного фонда Exante Владимир Масляков. Он поддержал предпринимательниц, деньги пошли на ремонт KL10CH 2.0. В 2015 году второй «Ключ» закрылся, но Масляков начал развивать одноименную сеть коворкингов в Москве. Фазылова и Швецова вышли из компании, решив развивать проекты не в сфере недвижимости.
Первые инвестиции и ошибки
Масляков хотел «настоящий», масштабируемый бизнес. Он позвал своих друзей, Ивана Наумова (однокурсник Маслякова с мехмата МГУ) и Владимира Губера (исполнительный директор в российском офисе Goldman Sachs) в команду, совместно они вложили в открытие первого офиса (на Трехгорной мануфактуре) 35 млн рублей собственных сбережений. В этот же год к ним присоединился молекулярный биолог и друг детства Маслякова Павел Федоров (на тот момент работал в фармацевтической австрийской компании EBEWE), заняв должность генерального директора.