Искусство: Егор Крафт
Медиахудожник из Петербурга получил образование в Лондоне, Вене и Москве, а свои арт-коллаборации с искусственным интеллектом выставляет в Эрмитаже, Anna Nova Gallery и Берлине. Писатель Игорь Антоновский поговорил с ним о том, как создаются дивный новый мир и искусство будущего.

Игорь Антоновский: В современном мире будущее все еще представляют как образы из киберпанка и научной фантастики 1960-х годов. Существует ли визуальный язык будущего, который не обращается к прошлому?
Егор Крафт: Та эстетика, о которой ты говоришь, была разработана в период расцвета научной фантастики: и в кино, и в литературе, конечно, от нее сложно отказываться. Наверное, это одна из важных художественных задач сегодня — переизобрести футуризм и его образы. Такие писатели, как Роберт Хайнлайн, конструировали миры, придумывали их экономическое и политическое устройство. То же самое в пресловутых «Звездных войнах». Это ценный опыт создания сценариев и нарративов будущего, но о нем полезно забывать. Есть еще ряд устоявшихся проекций. Мне нравится, например, сравнивать искусственный интеллект с флорой, потому что процессы компьютеризации больше похожи на флору, чем на хищную фауну, которая зачем-то хочет от нас избавиться. Необходима выработка нового языка, но вырабатывается он одновременно с пониманием современных технологий и механизма их работы. Например, недавно в Интернете появилось изображение черной дыры. Теперь мы знаем, как визуализировать черную дыру, и любопытно, что в фильме «Интерстеллар» она уже была изображена правдоподобным образом.
Игорь: То есть это самосбывающееся пророчество?

Ул. Профессора
Попова, 47.
Комплекс
Ленинградского
дворца молодежи,
включающий в себя
гостиницу,
киноконцертный и
выставочный залы,
бассейн и ресторан,
был построен в
1977 году к 60-летию
ВЛКСМ в стиле
советского
модернизма.
Его главным
украшением стал
самый большой
в Ленинграде
зимний сад с
пальмами. Считается,
что прототипом
здания послужила
штаб-квартира
ООН в Нью-Йорке.
Егор: Возможно, и так. Почему, когда появилась Siri, она заговорила женским голосом с таким ярким тембром? Вспомним Стэнли Кубрика, у которого были похожие эстетические решения. Это интересная взаимокорреляция, но полезно бывает и отказаться от нее. Когда наша группа снимала фильм Air Kiss в рамках программы Института «Стрелка», мы размышляли о Москве 2050 года, в которой политический аппарат заменен на децентрализованную систему облачного принятия решений, за которую отвечает искусственный интеллект. Например, внедрена прямая демократия: каждый может отправлять запрос в эту систему, а она в режиме реального времени меняет законодательство. Мы долго думали, как будет выглядеть интерфейс, через который горожане смогут общаться с этой структурой,