Секс на стороне: плюсы и минусы. Отрывок из книги секс-просветителя Маши Халеви «Полиамория. Свобода выбирать»
Почему общество порицает немоногамные отношения, в чем разница между романами на стороне и открытыми отношениями, какие минусы у моногамии и что такое лимеренция? Опираясь на собственный опыт и научные исследования, ответы на эти и другие вопросы дает израильский секс-просветитель Маша Халеви в своей книге «Полиамория. Свобода выбирать», которая готовится к выходу в издательстве «Альпина нон-фикшн». «Сноб» публикует одну из глав.
Общество воспринимает немоногамных людей как менее успешных во всех сферах. Одно из самых впечатляющих исследований, анализирующих предрассудки по отношению к людям, ведущим немоногамный образ жизни, показало, что в моногамных парах партнеры считаются более надежными, любящими и уважающими друг друга, они более равноправны, у них лучше развиты навыки общения, они не устают друг от друга, более независимы, а их сексуальная жизнь более насыщена.
Те же, кто живет в немоногамных отношениях, воспринимаются как менее удовлетворенные своей жизнью, менее заботливые и более одинокие, менее законопослушные, менее рациональные и хуже образованные. Больше того — они якобы не сдают мусор в переработку, не платят налоги, не пользуются зубной нитью — словом, таким людям нельзя доверить и выгул собаки.
Читать подобные исследования крайне любопытно. Они показывают, насколько сильна стигматизация людей, предпочитающих немоногамный образ жизни. Трудно поверить, что существует корреляция между типом романтических отношений, который люди выбирают, и их способностью выгуливать собак или вовремя платить налоги. Но, тем не менее, подобные предубеждения существуют, и из-за них к немоногамным людям относятся с подозрением.
Кроме того, считается, что у немоногамных людей больше шансов заразиться ЗППП, немоногамные женщины имеют беспорядочные половые связи, они шлюхи, готовые переспать с кем угодно, у этих людей есть расстройства личности, которые требуют лечения, и немоногамные отношения не могут длиться долго и неизбежно заканчиваются расставанием.
А что же в действительности? КНО по определению основаны на равенстве. И это не равенство в запретах, как в традиционной моногамии, — напротив, оно проявляется, в том, что дозволено, и каждому разрешается то же, что и другому. Доверие друг к другу — суть КНО, без него такие отношения невозможны. Хорошие коммуникативные навыки также имеют решающее значение для успеха немоногамных отношений. Девиз КНО — «Общение, общение и еще раз общение». К тому же, для того чтобы состоять в таких отношениях, необходима независимость, и я могу с уверенностью сказать, исходя и из личного опыта, что в НКО нет места скуке и они приносят много радости в сексуальном плане.
Как и следовало ожидать, исследования подтверждают, насколько далеки представления о полиаморах от реальности. Многие из них — люди свободных профессий, работают в сфере высоких технологий и образования. В ходе интервью становится очевидно, насколько они отличаются от того образа, который рисует общество. Надо понимать, что те, кто соглашается дать интервью о своем образе жизни, чувствуют себя комфортно и настроены позитивно. Скорее всего, несчастливые и переживающие кризис пары не согласились бы рассказывать о своих отношениях. Как бы то ни было, согласно исследованию Лианны Вулф, более 70% опрошенных утверждают, что полиаморные отношения повышают их самооценку, 90% заявляют, что благодаря полиамории стали лучше понимать себя и своих партнеров, а 74% полиаморные отношения дали более глубокий опыт эмоциональной независимости. В то время как большинство моногамных людей, вероятно, почувствовали бы резкое снижение самооценки, если бы у их партнера возникла сексуальная и эмоциональная близость с кем-то еще, среди полиаморов только 10% опрошенных сообщили, что у них был такой опыт, а 97% респондентов заявили, что не желают прекращать существующие отношения.
Что касается страха подхватить инфекции, передающиеся половым путем, то в этом смысле немоногамные отношения мало чем отличаются от моногамии (такой, какова она сегодня, — с высоким процентом измен). Оказывается, неверные супруги чаще занимаются незащищенным сексом и, конечно, обычно не используют презервативы дома, поскольку считается, что обе стороны моногамны и не имеют связей на стороне. По понятным причинам те, кто изменяет своему партнеру, также отказываются сдать анализы на ЗППП, ведь тогда им придется объяснять своему врачу, почему они хотят это сделать; кроме того, несмотря на врачебную тайну, эта информация может быть раскрыта. В консенсуальных немоногамных отношениях, напротив, все, что касается использования презервативов, периодической сдачи анализов и других мер безопасности, обычно обсуждается и согласовывается.